16 июня

План работы

13.00.-14.00. Вебинар "Дорожная карта перехода педагогов ДНР на российские стандарты"
14.00.-15.00. Круглый стол




Вебинар "Дорожная карта перехода педагогов ДНР на российские стандарты"

Уважаемые коллеги!

Для продуктивной работы вебинара просим Вас предварительно опубликовать   вопросы, на которые Вы хотите получить ответы.  
Для публикации вопроса необходим аккаунт  Google
Опубликовать вопрос  >>>   

Подключиться к вебинару (с возможностью публикации (задать вопрос) вопроса во время вебинара) на Hangouts 
                                                 
Подключиться к вебинару (отсутствует возможность публикации (задать вопрос) вопроса) на YouTube



Круглый стол
1. Переход на стандарты нового поколения: проблемы и перспективы.
2. Какие педагогические технологии, методы и формы работы обеспечат формирование и развитие коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций? Поделитесь креативными находками.
3. Универсальные учебных действий (УУД) для основного общего образования. Есть ли ППО в этом направлении?
4. Основные индикаторы функциональной грамотности, имеющие метапредметный статус. Каковы они?
5. Новое в целях изучения предмета «Литература».

Свою точку зрения просим публиковать в комментариях. 
* Обсуждение модерируется. Комментарии публикуются с некоторой задержкой по времени.

29 комментариев:

  1. 1.Переход на стандарты нового поколения: проблемы и перспективы.
    При переходе на новый стандарт, конечно же, возникнут проблемы, это вызывает вполне определённое беспокойство.
    Переход на новые стандарты потребуют глубоких изменений в мировоззрении и психологии педагогов, работающих в современных условиях, отказа от давно сложившихся стереотипов, выработки новых подходов в воспитании и социализации учащихся. Школе нужен такой учитель, который сможет грамотно работать не только по новым методическим пособиям и учебникам, но и способен самостоятельно моделировать образовательный процесс, анализировать свою деятельность на предмет соответствия требованиям нового стандарта, вносить коррективы там, где это необходимо. 

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, Людмила, новое время требует учителя новой формации. В.А. Сухомлинский указывал, что «…сильным, опытным становится педагог, который умеет анализировать свой труд… Учитель, умеющий проникать мысленно в сущность фактов, в причинно-следственные связи между ними, предотвращает многие трудности и неудачи»

      Удалить
  2. 1.Переход на стандарты нового поколения: проблемы и перспективы.
    Принципиальным отличием нового стандарта является то, что во главу угла ставится ребенок, и педагогам придется преподавать по-новому: организовывать с детьми работу над проектами, разрабатывать творческие программы, организовывать социальные практики, не "вбивать" знания, а развивать личность. Восприятие у обучаемых различно, поэтому в ходе обучения требуется выстраивание индивидуальных траектории обучения школьников для учета их личностных особенностей. Это предполагает вариативность построения образовательной программы. В связи с переходом на новые стандарты, основным требованием к учителю будет его профессиональная готовность.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ув. Анна, предлагаем Вам ознакомиться с интересным документом: Профессиональный стандарт педагога. Полная версия размещена на блоге ОРЯЛ.
      Содержание
      1. Область применения.
      2. Цель применения.
      3. Термины и определения применительно к педагогу.
      4. Содержание профессионального стандарта педагога.
      4.1. Часть первая: обучение.
      4.2. Часть вторая: воспитательная работа.
      4.3. Часть третья: развитие (Личностные качества и профессиональные компетенции, необходимые учителю для осуществления развивающей деятельности).
      4.4. Часть четвертая: профессиональные компетенции педагога, отражающие специфику работы в начальной школе.
      4.5. Часть пятая: профессиональные компетенции педагога дошкольного образования (воспитателя), отражающие специфику работы на дошкольном уровне образования.
      5. Методы оценки выполнения требований профессионального стандарта педагога.
      6. Заключительные положения.
      Приложения:
      Приложение № 1. Расширенный, ориентированный на перспективу перечень ИКТ-компетенций педагога, которые могут рассматриваться в качестве критериев оценки его деятельности только при создании необходимых и достаточных условий.
      Приложение № 2. Психолого-педагогические требования к квалификации учителя.
      Приложение № 3. Часть А. Профессиональный стандарт учителя математики и информатики.
      Часть Б. Профессиональный стандарт учителя русского языка.
      Приложение № 4. Рекомендации по внедрению профессионального стандарта педагога.

      Удалить
    2. Для формирования компетентности по предмету, умении учиться (как индивидуальной способности) необходимо:
      1) перейти от репродуктивных заданий (по образцу, нетворческих) и репродуктивно-продуктивных (элементы творческого задания) к продуктивным (творческие задания) (например, при изучении корней с чередованием –гор/гар-: использовать слова с данными корнями в собственной речи – сочинении, диалоге на определенную тему).
      2) включать задания, направленные на активизацию мыслительной деятельности учащихся: использование метода от частного к общему (например, отгадать часть речи имеет следующие признаки… скл., род, число, употреблено в краткой форме, в предложении выполняет роль сказуемого), тренирующие обнаружение учащимся границ собственных знаний, возможность оценить способности ребенка ориентироваться на объективную возможность, знания по теме, умение их синтезировать (например, герой произведения придумал несуществующее слово РОЧЬ, что это за часть речи? Предлагаются ответы: это сущ. женского рода, это сущ. мужского рода, это глагол. Кто прав?), с недостающими данными (например, В слове шесть букв. Сколько в нем слогов? К какой части реки относится слово «столовая»?)
      3) использовать активные формы обучения (игровые, проблемное обучение, работа в парах, группах);
      4) использовать гуманистические технологии (учебного сотрудничества, проектные исследовательские, модульное обучение, индивидуальный и дифференцированный подход).

      Удалить
  3. 5. Новое в целях изучения предмета "Литература"
    С целью формирования читателя нового поколения и популяризации активного чтения художественной литературы предлагаем ввести добрую традицию проведения буккроссинга в каждом учебном заведении. Учителя-словесники Республиканского военного лицея.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Буккроссингу быть!
      Авторская группа при составлении программы учитывала основной тезис новых стандартов образования: цель изучения литературы в школе – формирование читателя, способного к восприятию литературных произведений в контексте духовной культуры человечества и подготовленного к самостоятельному общению с искусством слова. Составители основывались на ведущих принципах современного литературного образования: принципе «читателецентричности» (или читательской направленности обучения), принципе направленности на понимание, принципе коммуникативного контекста обучения, в основе которого лежит категория смысла, принципе деятельностного контекста обучения, принцип диалогичности (Чтение – это тоже диалог, который протекает в рамках триады АВТОР – ОБРАЗ – ЧИТАТЕЛЬ).

      Удалить
  4. Какие педагогические технологии, методы и формы работы обеспечат формирование и развитие коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций? Поделитесь креативными находками.
    Сегодня преподаватель имеет возможность качественно изменить процесс обучения: формировать у обучающихся образовательные компетенции, повышать их уровень умений работы с учебным материалом, реализовать творческие возможности, учить детей самостоятельно получать информацию. Говоря другими словами, современная школа должна использовать компетентностный подход к формированию у учащихся образовательных компетенций, в том числе – коммуникативной, языковой и лингвистической, которые являются одними из главных. Это необходимо, чтобы нынешние школьники смогли реализовать себя в динамичных условиях, сумели адаптироваться к различным жизненным обстоятельствам. Так как языковая, лингвистическая и коммуникативная компетенции взаимосвязаны, я на своих уроках использую принцип: «Обучаться нужно, общаясь». Причём, общение должно происходить на двух уровнях: «учитель – ученик» и «ученик – ученик». Поэтому нередко использую работу в парах и групповую. Такая работа очень эффективна в процессе дискуссий и соревнований. Дети учатся не только высказывать свою точку зрения, но и получают навыки умения работы с одноклассниками. Главное – дети свободно говорят, спорят, ищут пути решения проблемы, а не ждут готовых ответов. 
    Формирование коммуникативной компетенции успешно проходит на уроках литературы, так как именно здесь ученик приобретает практику публичного выступления. Поэтому дети часто готовят сообщения о писателях, участвуют в уроках-диспутах, дискуссиях.
    Литература тесно связана с другими видами искусства. Это позволяет проводить интегрированные уроки, на которых формируется коммуникативная компетенция учащихся. Так, на интегрированном уроке в 8 классе «Контраст как приём, позволяющий раскрыть идею рассказа Л.Н.Толстого «После бала» (литература – изобразительное искусство) после подробного анализа текста произведения ученики выполняли работу в парах, в процессе которой при помощи красок и цветной бумаги создали «портрет» полковника, а затем аргументировали выбор его цветовой гаммы и формы. На уроке по произведению А.Грина «Алые паруса» дети познакомились и с одноимённым фильмом, а затем высказали своё мнение о повести и киноверсии, сделали вывод о том, что хотел сказать писатель читателям.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, Людмила. Согласны. И ещё: признаком времени является повышенная профессиональная мобильность. Современному человеку в течение жизни приходится неоднократно менять сферу занятости и осваивать новые профессии. Это привело к тому, что на смену ведущего при построении и развитии образовательных систем лозунга «Образование для жизни» пришел лозунг «Образование на протяжении всей жизни».
      На первый план выходит важнейшая социальная деятельность — обеспечение способности системы образования гибко реагировать на запросы личности, изменение потребностей экономики и нового общественного устройства. Важнейшее значение приобретают социальные эффекты, производимые образованием, — эффекты консолидации общества и формирования гражданской идентичности (национальной, общероссийской, общечеловеческой), снижение рисков социально-психологической напряженности между различными этническими и религиозными группами населения, эффекты социального «лифта» и социального «миксера» и достижения социального равенства отдельных личностей с разными стартовыми возможностями.

      Удалить
  5. Какие педагогические технологии, методы и формы работы обеспечат формирование и развитие коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций? Поделитесь креативными находками.
    Гарантией успешной реализации цели образования согласно новому стандарту могут стать новое сознание, новая позиция, новое отношение к педагогической деятельности. Хорошим приёмом формирования коммуникативной компетенции является написание учениками сочинений на темы, которые требуют мыслительной деятельности, сравнений, выводов. Интересны в этом плане такие темы: «Чацкий. Победитель или побеждённый?», «Можно ли считать Дубровского преступником?», «Современны ли произведения А.С.Пушкина?» и т.д. Такие задания побуждают перечитать текст, поработать со справочной литературой, увидеть ассоциации, а также учат выражать свои мысли в письменной форме. Таким образом, мы отказываемся от апелляции к мозгу как хранилищу знаний и оснащаем школьника способами самостоятельного управления познавательной деятельностью, преобразуем ученика как объекта воздействия в субъекта интеллектуального труда. 
    Для формирования коммуникативной и культуроведческой компетенции целесообразно использовать диалоговые ситуации, например: «Можно ли считать категорию состояния самостоятельной частью речи?» Это задание обычно выступает как сочинение на лингвистическую тему, а его можно использовать в качестве дискуссии. Таким образом, дети учатся строить короткие высказывания и «открывают» для себя знания. А это и требуется при компетентностном подходе к процессу обучения. 
    Формирование языковой и лингвистической компетенции является важнейшей задачей на уроках русского языка, так как от неё зависит грамотность учащихся. Так, приём семантизации (раскрытие смыслового значения слова) заинтересовывает детей, заставляет думать, искать, сопоставлять. Так, ученики обязательно запомнят, что слова «кольцо», «колодец» и «колобок» исторически родственные («коло» означало «круг»). А когда мы изучаем правописание слов «багряный», «багровый» и «бордовый», ученикам интересно будет узнать, что на Руси красная краска называлась «багр», и поэтому первые два слова надо писать с буквой А, а третье – с буквой О. 
    Перечисленные приёмы обучения позволяют детям не просто пассивно воспринимать информацию, а быть созидателями собственных знаний. Таким образом, на уроках я реализую проблемно-поисковый метод, который незаменим при компетентностном подходе к обучению. 

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. А ещё важно не забывать про психологические основы обучения – обращение к личности ученика.
      5 класс – самопознание
      6 класс – самовоспитание
      7 класс – самообразование
      8 класс – самоутверждение
      9 класс – самоопределение
      10 класс – самоуправление
      11 класс – самореализация

      Удалить
  6. Универсальные учебных действий (УУД) для основного общего образования. Есть ли ППО в этом направлении?
    Переход на стандарты нового поколения даст возможность привить школьникам новые умения, универсальные учебные действия, составляющие основу умения учиться: навыкам решения творческих задач, навыкам поиска анализа и интерпретации информации.
     Задача образовательного процесса – раскрыть способности ученика, способного выполнять правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
    Необходимо создать такие условия, при которых школьники не потеряют интерес к учебе и осознают, что чем дальше, тем интереснее будет учиться.
    Новые образовательные программы будут обеспечивать формирование у обучающихся умения ориентироваться в больших объемах информации, активно использовать средства информационных и коммуникационных технологий. Это должно повысить интерес у детей к учебе, научить понимать, что осталось непонятым.

    ОтветитьУдалить
  7. Универсальные учебных действий (УУД) для основного общего образования. Есть ли ППО в этом направлении?
    На смену парадигме знаний, умений и навыков пришли образовательные стандарты нового поколения, в основе которых лежит овладение детьми универсальных учебных действий. Целью современного образования становится полноценное формирование и развитие способностей обучающихся самостоятельно ставить учебную проблему, формировать алгоритм её решения, контролировать процесс и оценивать полученный результат, т.е. перед современной школой в первую очередь стоит проблема научить учиться. Одна из главных задач – заложить потенциал обогащенного развития личности ребёнка. Педагоги призваны учить детей творчеству, воспитывать в каждом школьнике самостоятельную личность, владеющую инструментами саморазвития и самосовершенствования, умеющую находить эффективные способы решения проблемы, осуществлять поиск нужной информации, критически мыслить, вступать в дискуссию, коммуникацию.

    ОтветитьУдалить
  8. Основные индикаторы функциональной грамотности, имеющие метапредметный статус. Каковы они?
    Новый стандарт ориентирован на метапредметные  знания и личностный результат. «Умение учиться» выступает существенным фактором повышения эффективности освоения учащимися метапредметных знаний, умений и формирования других компетенций, формирования целостной картины мира. Основным результатом реализации стандартов должно стать формирование личности, способной быстро ориентироваться в динамично развивающемся и обновляющемся информационном пространстве, способной получать, использовать и создавать разнообразную информацию, принимать обоснованные решения и решать жизненные проблемы на основе полученных знаний, умений и навыков.

    ОтветитьУдалить
  9. Основные индикаторы функциональной грамотности, имеющие метапредметный статус. Каковы они?
    В качестве методологической основы стандарта заложен системно-деятельностный подход. Это формирование видов и форм деятельности ребенка, освоение которых поможет ему быть успешным на протяжении всей жизни. У современного школьника должна быть сформирована компетентность по формированию внутреннего ресурса человека, по постоянному освоению, обновлению новых компетенций – в этом новая методологическая установка стандарта.
    Предметные результаты теперь становятся только частью тех требований, которые предъявляются к результатам освоения основной образовательной программы. Новый стандарт устанавливает новые требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы. Помимо прежметных, теперь учитель должен обеспечить и новые результаты: личностные и метапредметные.

    ОтветитьУдалить
  10. Новое в целях изучения предмета «Литература».
    Формирование духовно нравственной личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и чувством патриотизма;
    развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;
    постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;
    поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;
    овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте, и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;
    овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать её, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);
    использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.

    ОтветитьУдалить
  11. Уважаемая Людмила! Спасибо за вопрос и грамотный ответ! Согласна с Вами! Нужен учитель, который сможет смело моделировать современное образовательное пространство. Не ошибается тот, кто ничего не делает. На блоге ОРЯЛ Вы сможете найти несколько презентаций и советов тем, кто внедряет новые стандарты и создаёт инновационный образовательный контент. Приглашаем!

    ОтветитьУдалить
  12. Ув. коллеги! Школьники ждут от нас сейчас тоже чего-то нового: нетрадиционных моделей уроков, нестандартных заданий, современных текстов и интересных домашних заданий, которые невозможно не выполнить, так как это увлекает. Например, работа со словом и словарями.
    Для формирования устойчивых мотивов включения учащимися словарей и справочников в свое познательное поле следует планировать работу с разными типами одноаспектных лингвистических словарей, хотя существуют и многоаспектные21, использовать разнообразные упражнения. Эффективны упражнения по перекодированию словарной информации, например:
    - озвучь словарную статью орфографического словаря;
    - запиши в алфавитном порядке слова с непроверяемыми или трудно проверяемыми орфограммами и переведи на изучаемый иностранный язык;
    - обратись для толкования, выясни лексико-семантические отношения, этимологию, нормативное произношение, выяви морфемную структуру или словообразовательные связи, грамматические признаки и укажи индекс словаря и стр., на которой нашел информацию.
    Как правило, вызывают интерес у учащихся и такие виды работы:
    - распредели словарные статьи по словарям;
    - восстанови деформированную словарную статью;
    - составь кроссворд со словами, например, ЗСП (по УМК М.М. Разумовской и П.А. Леканта);
    - напиши словарную статью для словаря заданного типа (толкового, словообразовательного, орфоэпического и т. п.).
    Широкие возможности раскрываются для исследовательской и проектной деятельности учащихся. Назовем нестандартные темы учебных проектов:
    Словарь одного стихотворения (автора и название учащиеся могут выбрать сами). Например, в 6 классе: «Словарь стихотворения А.С.Пушкина «И.И.Пущину» («Мой первый друг, мой друг бесценный»)». Чем младше учащиеся, тем короче стихотворение.
    Язык интернет-общения.
    Словарь ошибок Интернета.
    Русская кулинарная лексика и ее происхождение.
    Язык современной моды.
    Словарь русской одежды.
    Нарушение норм литературного языка в телевизионной рекламе.
    Фамилии учеников ГОУ № 182 Санкт-Петербурга.
    Собственные имена города Санкт-Петербурга (топонимы, гидронимы).
    Современные русские семейные имена и прозвища.
    Ассоциативный словарь школьника.
    Молодежный жаргон XXI века как сегмент повседневного языка (на примере речи учащихся ГБОУ № 182 ).
    Понимание современными школьниками лексики классической литературы (на примере поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души»).
    Словари и справочники в информационном поле ГБОУ № 182.
    Ученик NN как языковая личность
    и др.

    ОтветитьУдалить
  13. Уважаемая Елена! Спасибо за поддержку буккроссинга! Мы рады, что наш пилотный проект вызвал такой общественный резонанс. Почти две тысячи участников! Даже уличные библиотечки сделали! Вы напомнили нам приятные моменты общения с книгой и читателями! Обязательно сделаем буккроссинг традиционной акцией!

    ОтветитьУдалить
  14. Спасибо, коллеги, за пополнение методической копилки!
    На уроках русского языка широко используется такой вид УУД как модель. С.И. Львова описала технологию словообразовательных моделей, она представлена в учебниках, созданных при ее участии, и дает хорошие результаты при изучении словообразования. Модели как обобщенные образы языковых единиц используются при изучении также фонетики, морфологии и синтаксиса. Следует вспомнить и рекомендации профессора Л.П. Федоренко, описавшую систему упражнений с использованием графических моделей при изучении многих разделов курса русского языка, в том числе орфографии и пунктуации. Это хорошо известные графические диктанты, когда вместо слова, словосочетания или предложения записывается его графическая модель22. Развивают УУД и упражнения, основанные на действиях, обратных предыдущим: по заданным моделям конструируются слова, словообразовательные цепочки, словосочетания, предложения. Особую актуальность приобретают в связи с изложенным в пунктах 1 – 8 второй части нашей работы обучение чтению таблиц, схем, графиков, моделей, легенд карт и диаграмм, атрибуция изобразительно-иллюстративного материала. Требуется также подготовка словарей к использованию учащимися на уроке – структурирование корпуса словаря при помощи стикеров, этикеток с указанием алфавита, создание памяток и моделей словарной статьи, словарных знаков и способов сокращений слов и словосочетаний. Например, как в «Издательском словаре».

    ОтветитьУдалить
  15. "В 21 веке безграмотным считается уже не тот, кто не умеет читать и писать, а тот, кто не умеет учиться, доучиваться и переучиваться", - писал Элвин Тоффлер. Будет продолжать своё обучение!
    Теория решения изобретательских задач нацелена на развитие системного мышления, для которого характерны целостность (а не фрагментарность) мировосприятия, динамичность во времени и пространстве. Основой педагогической методики по реализации данной теории являются следующие положения:
    – выявление и преодоление противоречий;
    – развитие гибкости мышления, формирование умений работать в разных логиках;
    – развитие интеллектуальной интуиции и широкого диапазона чувств;
    – природосообразность (искусственные системы приближать к естественным системам);
    – стремление к идеальности.
    Методы ТРИЗ:
    – мозговой штурм ;
    – морфологический анализ;
    – эмпатия;
    – метод фокальных объектов.
    В педагогической практике успешно применяются следующие приемы:
    – составление системного оператора (квадрат из 9 клеток);
    – игра “Да-нетка”;
    – составление “бинома фантазии” (по Дж. Родари);
    – сравнение (поиск общего, исключение лишнего, поиск аналогов);
    – предложение способов применения предмета.
    Кроме этого, широко используются возможности развития творческих способностей на примерах литературной деятельности:
    – сочинение сказки наоборот;
    – применение приема “перевирания сказки”;
    – введение в сказку нового персонажа;
    – сочинение другого окончания сказки;
    – досочинение («А что было потом?..») и т. д.
    В процессе занятий изобразительной деятельностью применяют приемы, широко известные в психологии: рисуночные тесты “Кляксы Роршаха”, “Несуществующее животное” и др.; создание пиктограмм; дорисовывание геометрических фигур; “очеловечивание” неодушевленных предметов; выражение в цвете различных эмоций и чувств; рисование на бумаге, покрытой слоем клея; осуществление наблюдений за облаками, рисунками мороза на окнах и т. д. Такие задания вы найдёте в программах самореализации личности для 5-9 классов. Рекомендуем!


    ОтветитьУдалить
  16. Ув. Людмила! Спасибо за вопрос-ответ об УУД. Добавим:
    Сущность рассматриваемой группы универсальных учебных действий.
    Познавательные универсальные действия включают общеучебные, логические, действия постановки и решения проблем.
    1.Общеучебные универсальные действия:
    - самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
    - поиск и выделение необходимой информации;применение методов информационного поиска, в томчисле с помощью компьютерных средств;
    - действие со знаково-символическими средствами (замещение, кодирование, декодирование, моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическую или знаково-символическую);
    - умение структурировать знания;
    - умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
    - выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
    - рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
    - смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;
    - постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
    2.Универсальные логические действия:
    - анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных;
    - синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достривая, восполняя недостающие компоненты;
    - выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
    - подведение под понятия, распознавание объектов;
    - установление причинно-следственных связей,построение логической цепи рассуждений,доказательств;
    - выявление родо-видовых и ситуативно существенных признаков; - выдвижение гипотез и их доказательств.
    3. Постановка и решение проблемы:
    - постановка и формулирование проблемы;
    - самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
    Роль данного вида УУД для школьника.
    Познавательные УУД обеспечивают возможность учащимся
    • самостоятельно осуществлять деятельность учения,
    • ставить учебные цели,
    • искать и использовать необходимые средства и способы достижения,
    • контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности.
    Познавательные УУД
    • обеспечивают успешное освоение знаний, умений и навыков по всем предметам,
    • формируют картину мира и компетентности в любой предметной области познания,
    • создают условия для самореализации и развития личности на основе готовности к непрерывному образованию,
    для формирования компетентности "научить учиться", высокой социальной и профессиональной мобильности.

    ОтветитьУдалить
  17. Уважаемые коллеги! К вопросу об УУД.
    Познавательные УУД включают следующие действия:
    Умеет формулировать проблемы и решать их.
    Ребёнок умеет составлять модель и преобразовывать её в случае необходимости.
    Ученик владеет способами решения проблем.
    Ребёнок может строить логическую цепь размышлений.
    Может создавать устные и письменные высказывания.
    Ученик может структурировать найденную информацию в нужной форме.
    Ребёнок умеет выбрать наиболее подходящий способ решения проблемы, исходя из ситуации.
    Ребёнок владеет операциями сериация, классификация, умеет устанавливать причинно-следственные связи.
    Ребёнок может проанализировать ход и способ действий.
    Ребёнок умеет осмысленно читать, извлекая нужную информацию, отбрасывая второстепенную информацию.
    У ребенка сформированы умения анализа и синтеза.
    Ребёнок умеет вести поиск и выделять необходимую информацию.
    Некоторые функции пересекаются с регулятивными и личностными УУД.

    ОтветитьУдалить
  18. Как сформировать Универсальные учебные действия?
    Предлагаем список технологий формирования УУД
    1.Технология Даны Толлингеровой "Таксономия учебных задач"
    2.Проблемно-диалогическая технология
    3.Организация учебного сотрудничества
    4.Работа по планированию, оцениванию детьми собственной деятельности
    5.Проектно-исследовательская деятельность
    6. Технология оценки образовательных достижений.
    7. Творческие мастерские в рамках разновозрастного сотрудничества.
    8. Технологии развивающего обучения.

    ОтветитьУдалить
  19. Ув. Анна! Спасибо за примеры педтехнологий. Продолжаем методический марафон.
    На для формирования надпредметных умений один учитель информатики использует такие интересные приёмы, как:
    Прием «Знакомая незнакомка»
    При изучении новой компьютерной программы, до изучения её особенностей, учащиеся находят знакомые команды меню, знакомые кнопки на панелях инструментов, знакомые элементы окон.
    Прием «Что? Где? Как?»
    При составлении алгоритмов деятельности учащиеся отвечают на три вопроса:
    Первый вопрос «Что?» определяет результат деятельности.
    Второй вопрос «Где?» определяет место поиска команд.
    Третий вопрос «Как?» раскрывает последовательность действий для достижения цели.
    Пример вычисления произведения 256 и 26 в программе Калькулятор.
    1 способ.
    «Что?» — вычислить
    «Где?» — на панели программы
    «Как?» — алгоритм: щелкая мышью на соответствующие цифры набрать 256, нажать *, щелкая мышью набрать 26 и нажать знак равенства.
    2 способ.
    «Что?» — вычислить
    «Где?» — на клавиатуре
    «Как?» — алгоритм: набрать на клавиатуре 256, нажать *, набрать 26 и нажать клавишу Enter.
    Приём «Что я могу добавить?»
    Нередко в знакомых программах учащиеся могут предложить свой способ достижения необходимого результата, который добавляется к известным.
    Приём «Краткость – сестра таланта»
    При возможной классификации объектов рассматриваются различные способы записи структуры («сплошной текст», список, таблица, схема и т.д.)
    Приём «Зачем мне это надо?»
    Когда новая тема рассмотрена, идёт поиск возможного применения знаний в других предметных областях. Попробуем? Уверена, что у нас получится.

    ОтветитьУдалить
  20. Великая цель образования – это не знания, а действия.
    Спенсер Герберт
    Спасибо, коллеги, за участие в дискуссии. Ждём вас завтра на Е-практикуме.

    Е-ПРАКТИКУМ «МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВНЕДРЕНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ФГОС
    (федеральных государственных образовательных стандартов)»

    Просмотрите
     материалы блога отдела русского языка и литературы http://kabruss.blogspot.com/ (разделы «Дорожная карта», «Учим русский язык вместе», «Тотальный диктант», «Литературные пятницы», «Современный учитель», «Открытый урок», «Беседы о русском языке», «В помощь учителю-словеснику», «Видеолекторий», «Педсовет», «Технопарк», «Тренажёры» и др.),
     презентацию «Требования к современному уроку» – см. блог ОРЯЛ http://kabruss.blogspot.com .
     примите участие в дискуссии.

    Дискуссия

    o Как в новой программе по русскому языку реализован коммуникативно-деятельностный подход, предполагающий предъявление материала не только в знаниевой, но и в деятельностной форме?
    o Какие изменения в связи с введением новых образовательных стандартов необходимо внести в собственный педагогический почерк и педагогическую стратегию?
    o Какие акценты нужно расставить на уроках русского языка, чтобы они стали современными и отвечающими новым образовательным стандартам?

    ОтветитьУдалить
  21. Лариса Васильевна! Спасибо Вам и Вашей команде за интересные материалы по переходу на на новые образовательные стандарты. К сожалению, из-за технических неполадок не смогли поработать с вами в онлайн-режиме. С материалами вебинара, круглого стола ознакомились. Примем к сведению, будем применять в работе. С уважением учителя русского языка и литературы Зугрэсской ОШ № 17

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Желаем творческих успехов! Не сомневаемся в том, что вы смоделируете замечательную дорожную карту по переходу на новые стандарты образования и новые программы!

      Удалить
  22. Здравствуйте, Лариса Васильевна! Приветствую Вас и всех коллег с прекрасным движением по пути воскрешения русского языка и литературы в школьных учебных заведениях ДНР... Завидую Вам белой завистью.. Эх, рановато меня на пенсию-то вытолкали... Такой простор открывается... Желаю Вам творческих успехов и удивительных открытий среди тех закаленных и новых любителей русской словесности, которые смогут пробудить в наших учениках любовь к великому языку, который дан великому народу!

    ОтветитьУдалить