17 июня

План работы
09.00.-11.00. Е-практикум "Методические рекомендации по внедрению образовательных программ ФГОС (федеральных государственных образовательных стандартов)"
11.00.-12.00. Дискуссия




Е-практикум "Методические рекомендации по внедрению образовательных программ ФГОС (федеральных государственных образовательных стандартов)"

Просмотрите 
  • материалы блога отдела русского языка и литературы http://kabruss.blogspot.com/ (разделы «Дорожная карта», «Учим русский язык вместе», «Тотальный диктант», «Литературные пятницы», «Современный учитель», «Открытый урок», «Беседы о русском языке», «В помощь учителю-словеснику», «Видеолекторий», «Педсовет», «Технопарк», «Тренажёры» и др.), 
  • презентацию «Требования к современному уроку» – см. блог ОРЯЛ http://kabruss.blogspot.com
  • примите участие в дискуссии.
Дискуссия
1. Как в новой программе по русскому языку реализован коммуникативно-деятельностный подход, предполагающий предъявление материала не только в знаниевой, но и в деятельностной форме?
2. Какие изменения в связи с введением новых образовательных стандартов необходимо внести в собственный педагогический почерк и педагогическую стратегию?
3. Какие акценты нужно расставить на уроках русского языка, чтобы они стали современными и отвечающими новым образовательным стандартам?

Свою точку зрения просим публиковать в комментариях. 
Обсуждение модерируется. Комментарии публикуются с некоторой задержкой по времени.

119 комментариев:

  1. Ответы
    1. Здравствуйте, Людмила. Рады приветствовать Вас на практикуме. Готовы к предметному разговору.

      Удалить
    2. Доброе утро! Донецкая общеобразовательная школа № 10 рада приветствовать Вас на Е-практикуме.

      Удалить
    3. Добрый день! Уважаемые коллеги! Предлагаем вам в качестве практикума посетить наш виртуальный видеозал. Предлагаем Вашему вниманию урок литературы в соответствии с новыми программами (РФ). Выходите на блог ОРЯЛ. Можно по ссылке
      Готовимся к работе по новым программам: Литература
      http://kabruss.blogspot.com/search/label/видеоуроки

      Урок литературы, Гетманенко_Е.Г., 2014
      Видеозаписи конкурсных испытаний Всероссийского конкурса «Учитель года России — 2014»,
      http://teacher-of-russia.ru

      Удалить
  2. Как в новой программе по русскому языку реализован коммуникативно-деятельностный подход, предполагающий предъявление материала не только в знаниевой, но и в деятельностной форме?
    Коммуникативно-деятельностный подход – средство реализации идей гуманного, личностно-ориентированного обучения. Личностно ориентированное обучение русскому языку представляет собой коллективную исследовательскую рефлексивную деятельность учащихся, направленную на открытие языковых закономерностей, на использование языковых средств в речи.  Важнейшим достижением компетентностного подхода является субъектность - способность обучающегося к самообучению в дальнейшем. Эта характеристика личности складывается благодаря деятельностному подходу - субъективации, осознанию и овладению школьником процессом самоучения. Новая программа предполагает оптимизацию таких приёмов, которые развивают коммуникативные и деятельностные способности учеников, формируют умение видеть особенности русского языка и пользоваться ним, контролируя свое речевое поведение.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Настоящая программа предназначена для 5-9 классов (основная школа) общеобразовательных учебных заведений с обучением на русском языке. В основу программы положена идея личностно ориентированного обучения русскому языку. Курс ориентирован на синтез языкового, речемыслительного и духовного развития обучающихся.
      Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Программу составляют основные сведения о нем. Вместе с тем в программу включаются элементы общих сведений о языке, об истории языка, его современных разновидностях. Работа по культуре и развитию речи рассредоточена по всем классам. В каждом классе предусмотрены вводные уроки о русском языке, раскрывающие роль и значение русского языка в мире.
      Содержание каждого раздела программы, каждой темы содействует развитию логического мышления и речи учащихся. Первое направление в развитии речи обучающихся – овладение нормами русского литературного языка, второе направление – обогащение словарного за¬паса и грамматического строя речи обучающихся, третье – формирование умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной форме. Как обязательная составная часть в работе по развитию речи учащихся — предупреждение и устранение различных языковых ошибок.
      Работа по развитию речи включает в себя формирование навыков выразительного чтения.
      В программе выписаны межпредметные связи на уроках русского языка, предметные, метапредметные и личностные умения и навыки..

      Удалить
    2. Настоящая программа предназначена для 10 – 11 классов (базовый уровень) общеобразовательных учебных заведений с русским языком обучения.
      Базовый курс обеспечивает потребность учащихся в изучении других предметов и получении высшего образования в областях, где не предъявляются высокие требования к владению лингвистическим аппаратом. Базовый курс сформирован как продолжение курса основной школы и имеет общеобразовательный характер со значительным вниманием к интеллектуальному и общекультурному развитию учащихся. Содержание программы реализует актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы.
      При обучении русскому языку как средству общения в 10-11 классах используется коммуникативно-деятельностный подход, который предполагает: обучение средствам языка; обучение частноречевым умениям и навыкам (орфоэпическим, акцентологическим, лексическим, грамматическим, пунктуационным); обучение умениям и навыкам в различных видах речевой деятельности (рецептивных — аудировании и чтении, продуктивных — говорении и письме); обучение умениям и навыкам общения на языке.
      В соответствии с современными требованиями коммуникативной направленности в обучении русскому языку программа предусматривает анализ текстов разных жанров для языкового, стилистического и других видов лингвистического анализа. Для развития речи используются такие виды работ, как пересказ, реферирование, составление тезисов, написание изложений, сочинений-миниатюр и другие творческие задания.

      Удалить
    3. Настоящая программа предназначена для 10 – 11 классов (профильный уровень, филологический профиль) общеобразовательных учебных заведений с русским языком обучения. Профильный курс ориентирован на продолжение учащимися образования в высшей школе по специальностям, требующим достаточно высокой лингвистической подготовки. Его содержание в целом расширено по сравнению с действующим обязательным минимумом.
      Профильное обучение способствует выбору учащимися приоритетного направления для более глубокого изучения. В классах филологического профиля развиваются и совершенствуются языковая и лингвистическая (языковедческая), коммуникативная и культуроведческая компетенции.
      Курс направлен на достижение следующих целей: воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения; дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации, самообразования и саморазвития; информационно-коммуникационных умений и навыков; освоение знаний о русском языку как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения; овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты; оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения; применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности, ИКТ-компетентности.
      Изучение русского языка на профильном уровне обеспечивает овладение умениями опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые явления и факты с учетом их различных интерпретаций; способность в необходимых случаях давать исторический комментарий к языковым явлениям; оценивать языковые явления и факты с точки зрения нормативности соответствия сфере и ситуации общения; разграничивать варианты норм и речевые нарушения. Профильный уровень нацеливает на применение полученных учащимися знаний и умений в собственной речевой практике, в том числе в профессионально ориентированной сфере общения.

      Удалить
    4. Настоящая программа предназначена для 5 – 9 классов (основная школа) общеобразовательных учебных заведений с родным (нерусским) языком обучения и построена таким образом, чтобы обеспечить изучение русского языка как языка русского народа, одного из государственных языков ДНР, средства постижения культурных ценностей, формирования духовного мира человека, приобщения к духовному богатству русской литературы. Программа учитывает требования нового образовательного стандарта, основные положения Примерной программы по русскому языку для учебных заведений с обучением на родном (нерусском) языке, опирается на фундаментальные принципы различных авторских коллективов.
      В программе реализован коммуникативно-деятельностный подход, предполагающий предъявление материала не только в форме знаний, но и в деятельностной форме. Курс русского языка представлен в виде трёх блоков. В первом («Языковедческое содержание») даётся перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления и особенности их функционирования. Во втором («Деятельностное содержание») перечисляются основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. В третьем («Речевое развитие») сформулированы примерные формы и методы работы по развитию связной речи. Усиление коммуникативно-деятельностной направленности курса русского языка, нацеленность его на метапредметные результаты обучения являются важнейшими условиями формирования функциональной грамотности как способности человека максимально быстро адаптироваться во внешней среде и активно в ней функционировать.
      Авторами сформулированы основные индикаторы функциональной грамотности, имеющие метапредметный статус.
      Программа основывается и на личностно-ориентированном и деятельностном подходах, которые обеспечивают становление, развитие личности школьника, учитывают индивидуальные особенности ученика; а также на сознательно-коммуникативном подходе, который обучение общению сочетает с усвоением сведений о языке, развитием познавательных способностей.
      В соответствии с современными требованиями коммуникативной направленности в обучении русскому языку программа предусматривает анализ текстов разных жанров для языкового, стилистического и других видов лингвистического анализа.
      Уроки развития речи включаются в процесс обучения и как отдельная тема (раздел «Сведения о речи. Речевая деятельность» изучается в течение учебного года), и как составная часть урока (в программе дан примерный перечень форм работы по развитию речи («Речевое развитие»)). Учитель, исходя из уровня подготовки класса и собственных задач, может вносить в этот список изменения.
      Таким образом, обучение русскому языку в основной школе по данной программе обеспечит общекультурный уровень человека, способного в дальнейшем продолжить обучение в различных образовательных учреждениях: в старших классах средней полной школы, в средних специальных учебных заведениях.

      Удалить
    5. Настоящая базовая программа предназначена для 10 – 11 классов общеобразовательных учебных заведений с родным (нерусским) языком обучения и построена таким образом, чтобы обеспечить качественное восполняющее и обобщающее повторение основных сведений о языке, закрепление основных правописных и речевых навыков, а также расширить лингвистический кругозор учащихся, дать дополнительные сведения языковедческого характера, подготовить к государственной аттестации. Программа учитывает требования нового образовательного стандарта, основные положения примерных программ по русскому языку для учебных заведений с обучением на родном (нерусском) языке, может быть использована в классах с профильным обучением (кроме филологического и социально-гуманитарного).
      Программа состоит из трёх разделов. Первый – «Языковедческое содержание» – охватывает все разделы русского языка. Основное внимание уделяется грамматике, орфографии и пунктуации. Материал структурирован крупными блоками и логически выстроен таким образом, чтобы его усвоение было наиболее эффективным, была чётко видна взаимосвязь между различными разделами науки о языке и складывалось представление о русском языке как системе. Теоретические сведения носят системный, обобщающий характер, их объём и особенности в первую очередь подчинены формированию конкретных практических умений и навыков — орфографических, пунктуационных, стилистических, т. е. в первую очередь навыков правильного письма, а также навыков анализа, систематизации информации, сопоставления языковых особенностей русского, родного языков. Обеспечивается развитие культуры речи, литературного вкуса и лингвистического кругозора в целом.
      В программу включены такие темы, как «Основные принципы русской орфографии», «Основные принципы русской пунктуации». С их помощью осуществляется повторение правил орфографии и пунктуации, так как они обеспечивают сознательный подход к изучаемому материалу.
      Второй раздел программы подробно описывает требования нового стандарта к знаниям, умениям и навыкам учащихся старших классов на базовом уровне («Деятельностное содержание»).
      Уроки развития речи могут включаться в процесс обучения и как отдельная тема, и как составная часть урока. В программе составлен примерный перечень форм развития речи. Учитель, исходя из уровня подготовки класса и собственных задач, может вносить в этот список изменения.
      С целью активизации познавательной деятельности учащихся в программу включены разделы «Из истории русского языкознания», «Культура речи», «Стилистика», «Текст», изучение которых предполагает в первую очередь самостоятельное освоение материала первоисточников, анализ текстов разных функциональных стилей, обеспечивает расширение лингвистического кругозора, формирование языкового вкуса, углубление знаний о языке.
      Настоящая программа должна послужить основой при календарном и тематическом планировании. Подсчёт количества часов на изучение отдельных тем, на уроки развития речи и обязательные контрольные работы осуществляется на основе утверждённого учебного плана, методических рекомендаций по предмету.

      Удалить
    6. Настоящая программа по русскому языку для 10-11 классов школ с родным (нерусским) языком обучения создана на основе нового стандарта среднего (полного) общего образования, детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом; учитывает методический опыт составления программ известными авторскими коллективами РФ, может быть использована в классах с профильным обучением (филологическим и социально-гуманитарным).
      Программа представляет собой целостный документ, включающий три раздела: языковедческое содержание с примерным распределением учебных часов по основным разделам курса; деятельностное содержание с требованиями к уровню подготовки выпускников; речевое развитие с примерным перечнем форм развития речи.
      Содержание обучения русскому языку на профильном уровне отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода: в классах филологического профиля развиваются и совершенствуются языковая и лингвистическая (языковедческая), коммуникативная и культуроведческая компетенции.
      В содержании программы реализован актуальный в настоящее время личностно-ориентированный и коммуникативно-когнитивный подход к обучению, что выражается в установлении взаимосвязи между процессом изучения и процессом использования языка. Содержание курса представляет собой единство процесса усвоения основ лингвистики, элементов современной теории речевого общения, теории речевой деятельности и процесса формирования умений нормативного, целесообразного, уместного использования языковых средств в разнообразных условиях общения.
      В соответствии с выделенными компетенциями структурируется содержание программы. Она состоит из трёх тематических блоков, в каждом из которых представлен материал, обеспечивающий развитие и совершенствование соответствующих знаний, умений и навыков.
      Программа предусматривает углубление знаний о лингвистике как науке; языке как многофункциональной развивающейся системе; взаимосвязи основных единиц и уровней языка; языковой норме, её функциях; функционально-стилистической системе русского языка; нормах речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения.
      Важной составляющей курса является лингвистический анализ текста.
      Учитель может использовать примерный перечень форм развития речи в разделе «Речевое развитие» (10, 11 классы), а также тему «Речевая деятельность» (11 класс).
      Большое значение придаётся развитию и совершенствованию навыков самоконтроля, потребности старшеклассников обращаться к разным видам лингвистических словарей и разнообразной справочной литературе для определения языковой нормы, связанной с употреблением в речи того или иного языкового явления.
      Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создаёт условия для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В результате обучения старшеклассник получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей.
      Настоящая программа – основа для календарного и тематического планирования. Подсчёт количества часов на изучение отдельных тем, на уроки развития речи и обязательные контрольные работы осуществляется на основе утверждённого учебного плана и методических рекомендаций по предмету.

      Удалить
  3. Ответы
    1. Здравствуйте, Анна! Вы один из наиболее активных участников Школы! Благодарим за сотрудничество!

      Удалить
  4. Как в новой программе по русскому языку реализован коммуникативно-деятельностный подход, предполагающий предъявление материала не только в знаниевой, но и в деятельностной форме?
    В условиях модернизации образования вопрос осуществления коммуникативно-деятельностного подхода в обучении становится особо значимым, актуальным. Задачей учителя становится включение самого ученика в учебную деятельность, организация процесса самостоятельного овладения детьми нового знания, применения полученных знаний в решении познавательных, учебно-практических и жизненных проблем. Русский язык является не просто учебным предметом школьной образовательной программы, но и средством обучения другим дисциплинам. В этом аспекте применение учителем- словесником различных средств формирования УУД (познавательные, личностные, коммуникативные, регулятивные) становится особо важным. Коммуникативно-деятельностный подход, как системообразующая категория обучения, является одним из наиболее эффективных при формировании речевых умений и навыков, так как предполагает приоритет диалога и активной познавательной деятельности учеников, сотрудничество всех участников учебно-воспитательного процесса, использование интерактивных технологий.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Приведём пример таблицы из программы по русскому языку для 5 классов. Извините, таблицей не получается, приведу пример в линейном виде.
      Русский язык
      5 класс
      Содержание образования
      Введение (1ч)
      Роль родного языка в жизни человека и общества. Понятие о речи. Речь монологическая и диалогическая
      Умения и навыки учащихся
      Предметные
      Ученик должен усвоить основы научных знаний о родном языке, понимать взаимосвязи его уровней и единиц
      Метапредметные
      Умеет создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач
      Личностные
      Понимает роль русского языка как одного из основных национально-культурных ценностей русского народа в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности.


      Удалить
  5. Какие изменения в связи с введением новых образовательных стандартов необходимо внести в собственный педагогический почерк и педагогическую стратегию?
    1.Построение модели урока, основу которого будет составлять коммуникативно - деятельностная стратегия.

    2. Разработка речевых, ситуативных, дискуссионных, редакторских и ораторских задач и упражнений, которые формируют языковую компетентность учеников.

    3. Обеспечение системной работы по развитию стойкого познавательного интереса учеников к русскому языку. 

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Благодарю Вас, Людмила, за интересные рекомендации, тактику и модель стратегии.

      Удалить
    2. 21 признак учителя 21 века
      1. Вы требуете от своих учеников использовать многообразные источники для их
      исследовательских проектов… и они ссылаются на блоги, подкасты и интервью, которые они провели, используя скайп.
      2. Ваши ученики работают над совместным проектом…с учениками из Австралии.
      3. Еженедельно вы сообщаете о новостях классах… в вашем блоге.
      4. Ваши ученики участвуют в уроке, …отправляя через Твиттер вопросы и комментарии.
      5. Вы просите ваших учеников исследовать и создать доклад по спорной теме…и вы оцениваете их видеопрезентации.
      6. Вы готовите дублеров с подробными указаниями… с помощью подкастов.
      7. Вы просите ваших учеников изучить литературного персонажа или историческую личность… и они создают от его имени профиль в социальных сетях.
      8. Ваши ученики создают учебное пособие,…работая вместе в группе-вики.
      9. Вы делитесь учебными планами со своими друзьями-учителями… по всему миру.
      10. Бюджет вашего класса ограничен…, но ничего страшного в этом нет потому, что существует так много бесплатных ресурсов в интернете, которые вы можете использовать.
      11. Вы осознаете важность профессионального развития… и вы читаете блоги, присоединяетесь к сетевым сообществам и шлете твиты для собственного развития.
      12. Вы берете своих учеников на экскурсию к Великой китайской стене, … никогда не покидая при этом свою классную комнату.
      13. Ваши ученики делятся историями о летних каникулах, … используя он-лайн хранилище фотографий.
      14. Вы посещаете Лувр с вашими учениками,…и не тратите при этом ни копейки.
      15. Вы обучаете своих учеников не для того, чтобы они были хулиганами …или кибер хулиганами.
      16. Вы просите своих учеников включить сотовые телефоны перед началом урока,…потому что вы планируете их использовать на уроке.
      17. Вы просите своих учеников составить пересказ последней главы и прислать его вам в виде тестового сообщения.
      18. Вы демонстрируете оригинальные работы ваших учеников… миру.
      19. Вы пьете утренний кофе, …проверяя свою ленту RSS.
      20.Вы читаете эту книгу.
      21. Вы отправите своим коллегам ссылку для скачивания этой электронной книги - http://www.connect2texas.net/21stCenturyTeacher.pdf
      Источник русского перевода: http://pogrebnayao.blogspot.ru/2012/07/21-21.html
      PS: скачать в формате PDF - https://yadi.sk/i/Gl7scoItfAiPd

      Удалить
  6. Какие акценты нужно расставить на уроках русского языка, чтобы они стали современными и отвечающими новым образовательным стандартам?
    Условием достижения главной цели изучения предмета является умение учителя организовать коммуникативно-речевое пространство активных пользователей русского языка. А научить этому можно, работая над словом, предложением, текстом. Большую роль при этом играют речевые задания разных типов, которые формируют 
    текстообразующую и текстоинтерпретирующую компетенции.
    На каждом уроке по речевой теме целесообразно создавать диалогические и монологические учебные ситуации, направленные на дифференциацию и индивидуализацию обучения школьников. Для активизации учебно-познавательной деятельности на уроке нужно использовать задания проблемного, творческого, исследовательского или эвристического характера.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. 3. Цель обучения - развитие личности, способной к самореализации, адаптации к изменяющимся условиям жизни. Поэтому главный акцент - на компетентностный подход. Особое внимание уделять межпредметным связям, интеграции знаний, развитию личностных ресурсов школьников.

      Удалить
    2. Лидия, спасибо за участие в обсуждении! Добавим. Главным средством создания возможностей общения на уроке в настоящее время признается специальная система ситуативных упражнений (их называют и коммуникативными). Это коммуникативные целевые установки – словесные действия учителя русского языка, которые организуют общение учащихся, вовлекают их в коммуникацию. В подобных упражнениях внимание учащихся направлено не только на содержание высказывания, но и на то, как оно соотносится с их жизненным опытом, с окружающей их действительностью, каковы адресат и условия общения, коммуникативная задача. В подобных упражнениях моделируются речевые ситуации, которые должны побуждать учащихся к высказыванию, вызывать потребность в общении. Иначе говоря, эти упражнения позволяют осмыслить язык как средство коммуникации и способствуют тому, чтобы на уроках устами школьников говорила не теория той или иной учебной дисциплины, а осознанная необходимость применения тех или иных знаний в жизни. Например, при изучении темы «Строение и грамматическое значение предложений» можно предложить следующее задание.
      Когда корысть себя личиной дружбы кроет, она себе лишь яму роет. Подберите к выделенным словам синонимы. Как вы понимаете это выражение из басни И. А. Крылова? Можно ли данное выражение использовать, характеризуя Германна из повести А. С Пушкина «Пиковая дама»? Аргументируйте ответ, используя слова и выражения я думаю, видимо, несомненно.
      Таким образом, коммуникативная направленность преподавания русского языка обеспечивает условия для сознательного, а не формального усвоения знаний, способствует более тесной связи учебного предмета и жизни, поскольку выполнение учебных заданий на коммуникативном уровне требует, чтобы при создании своего текста (или ответа, устного или письменного) ученик учитывал характеристики адресата, адресанта, условия и цели общения. При этом обучение русскому языку не ограничивается рамками урока, а осуществляется в рамках создаваемой при активном участии самих обучающихся образовательно-языковой среды. Под образовательно-языковой средой понимается весь корпус текстов, возникающих и имеющих хождение в стенах школы (школьные законы, газеты, доклады, сценарии праздников и т. п.). Задача педагога – организовать и особым образом структурировать эту среду с целью максимального воздействия на речевое развитие ребёнка. При реализации коммуникативного подхода специально организованная языковая среда является необходимым условием и средством речевого развития.

      Удалить
  7. Здравствуйте. Меня интересует вопрос, как быть с произведениями в 10-х и 11-х классах, которые из-за изменения в программе выпадают вообще?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Уважаемая Анна! На блоге ОРЯЛ будет специальная рубрика "Работаем по новым программам", где составители программ будут давать методические рекомендации, выкладывать необходимые материалы. Мы переадресуем им этот вопрос. В программе есть резервное время, которое можно использовать по своему усмотрению. Часы можно перераспределять самостоятельно. Учителю даётся право на вариативность.
      Советуем прочитать будущим десятиклассникам:
      И. Гончаров «Обломов», «Обыкновенная история»
      А.Н. Островский «Гроза», «Бесприданница»
      И.С. Тургенев «Отцы и дети»
      Н.А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо»
      М.Е. Салтыков–Щедрин «История одного города». Сказки.
      Л.Н. Толстой «Война и мир»
      Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание», «Идиот»
      Н.С. Лесков «Очарованный странник», «Тупейный художник»
      А.П. Чехов «Человек в футляре», «Ионыч», «Дом с мезонином», «Студент», «Дама с собачкой», «Случай из практики», «Черный монах». «Вишневый сад», «Чайка», «Дядя Ваня», «Три сестры».
      Ги де Мопассан. «Ожерелье».
      Г. Ибсен «Кукольный дом»
      Советуем прочитать будущим одиннадцатиклассникам:
      И.А. Бунин «Господин из Сан-Франциско», «Чистый понедельник», «Легкое дыхание», «Антоновские яблоки».
      А.И. Куприн «Поединок», «Олеся», «Гранатовый браслет»
      М. Горький «Старуха Изергиль», «На дне»
      М. Булгаков «Белая гвардия», «Мастер и Маргарита»
      А. Платонов «Котлован»
      М. Шолохов «Тихий Дон»
      Б. Пастернак «Доктор Живаго»
      А.И. Солженицын «Один день Ивана Денисовича»
      В. Шаламов. Колымские рассказы
      Ю.О. Домбровский «Факультет ненужных вещей»
      В. Астафьев «Царь-рыба», «Печальный детектив»
      В.Г. Распутин. «Последний срок», «Прощание с Матерой», «Живи и помни».
      Ю. Трифонов «Обмен»
      А. Вампилов «Утиная охота»
      Б. Шоу «Пигмалион», «Дом, где разбиваются сердца»
      Э. Хемингуэй «Старик и море»

      Удалить
    2. Спасибо, Лариса Васильевна.

      Удалить
    3. И Вам, Анна! Приглашаю на блог ОРЯЛ! Там много интересного. Попытаюсь оптимизировать интерфейс, чтобы было легко ориентироваться. Буду постепенно выкладывать материалы для того, чтобы словесники 1 сентября смогли с уверенностью войти в класс и, впрочем, как и всегда, блестяще провести уроки русского языка и литературы!

      Удалить
  8. Какие изменения в связи с введением новых образовательных стандартов необходимо внести в собственный педагогический почерк и педагогическую стратегию?
    Отдать предпочтение современным технологиям таким как, «Развитие критического мышления через чтение и письмо», технология мастерских, личностно-ориентированное обучение, технология деятельностного подхода, интерактивные технологии, что обеспечит активность на уроке каждого ученика, повысит в его представлении ценность и авторитет знаний, воспитает ответственность школьника за результаты учебного труда. Важно найти способ, который помог бы мне научить ребят мыслить, докапываться до самой сути, делать нужные выводы и обобщения.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анна, добавим в этот список ещё и ИКТ, приёмы субъективизации, о которых вчера рассказывала Лутова Т.А. - уверены, что результат будет! Спасибо за креативность!

      Удалить
  9. Какие акценты нужно расставить на уроках русского языка, чтобы они стали современными и отвечающими новым образовательным стандартам?

    Увеличить задания проектного характера.
    Активизации познавательной деятельности учеников, развитию их речевых
    умений и навыков способствует проведение разных по форме уроков: урок-поиск, урок-дискуссия, урок-виртуальная экскурсия, урок-эксперимент.
    Систематически использовать блок-схемы и алгоритмы.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, Анна! Уверена, что Вы согласитесь и со следующим тезисом: Русский язык как предмет мировоззренческий призван обеспечивать единство и взаимодействие языка, культуры, личности в процессе обучения и развития этой личности. Часть проблем «культуросообразного» преподавания гуманитарных предметов уже решается в ходе освоения учащимися разных способов мыслительной и речевой деятельности, приобретения опыта и навыков коммуникативно целесообразного поведения, развития рефлексивного сознания, культуры чувств, эмоций, умственного труда, создания и поддержания в учебном заведении культурной среды, и не в последнюю очередь — при условии изучения языка как «кода культуры», а это уже не только специально-методическая, но и общепедагогическая задача

      Удалить
  10. Какие изменения в связи с введением новых образовательных стандартов необходимо внести в собственный педагогический почерк и педагогическую стратегию?Позиция учителя состоит в том, чтобы не быть истиной в последней инстанции. Он на своем примере может и должен показывать ученикам, что невозможно знать все, но можно и должно узнавать, вместе с учениками определять, где и как найти правильный ответ, нужную информацию. Поменьше брать на себя, давать больше самостоятельности. При таком подходе у каждого ребенка будет право на ошибку и возможность ее осознать и исправить или даже избежать ее. Задача учителя – создавать для каждого ситуацию успеха, не оставляя места для скуки и страха ошибиться – того, что тормозит развитие.

    Использование возможностей современных развивающих технологий, позволит обеспечить формирование необходимых компетентностей современного человека: информационной (умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем); коммуникативной (умение эффективно сотрудничать с другими людьми). К коммуникативным умениям относятся: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия; постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; разрешение конфликтов – поиск и оценка способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка его действий; умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; самоорганизация (умение ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью, полноценно использовать личностные ресурсы); самообразование (готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая успешность и конкурентоспособность).

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анна Генералова17 июня 2015 г. в 09:55

      Антонина, полностью с Вами согласна. Создание ситуации успеха для каждого учащегося - главная задача учителя в условиях введения новых образовательных стандартов.

      Удалить
    2. Спасибо, коллеги, за активное участие в дискуссии. Благодарю, Антонина! Благодарю, Анна! Предлагаю в методическую копилку ещё задания на формирование культурологической компетенции. Есть и еще одно средство в работе учителя-словесника, позволяющее вводить информацию культуроведческого характера, — обращение к проблематике русского речевого этикета. Все чаще мы встречаем (и в живой практике, и в описывающей эту практику методической литературе) удачные опыты включения в урок русского языка сведений по истории и практике речевого этикета, представления и лингвистического обоснования стереотипов русского речевого поведения, в частности с помощью пословиц, поговорок, устойчивых выражений, фразеологизмов. Этнокультурную направленность уроку русского языка придают также упражнения, основанные на толковании русских слов-реалий, называющих характерные детали национального быта, фольклора, истории, введении хотя бы в минимальном объеме сведений по топонимике и ономастике — кстати, этот материал в учебниках и учебных пособиях — даже нового поколения — практически не представлен, несмотря на общепризнанный факт особого интереса учащихся любого возраста к ономастическому материалу, в особенности к регионимам, — и бесспорной воспитательной его ценности.

      Удалить
    3. Спасибо, Лариса Васильевна , за нужные знания и важную информацию.

      Удалить
    4. Спасибо, Антонина! Особенно за выстраивание индивидуальной образовательной траектории. Кстати, мы готовим материалы в рубрику "Летняя дорожная карта успешного школьника". Там будет много интересных материалов, которые предлагает отдел и участники творческой группы.

      Удалить
    5. Спасибо, Лариса Васильевна! Обязательно изучу и использую в работе! Еще раз спасибо и творческого вдохновения!

      Удалить
  11. 1. Коммуникативно-деятельностный подход предполагает связь теории с практикой, сознательность, активность, наглядность и доступность. Учитываются возрастные, индивидуальные, личностные особенности. Создается ситуация успеха, и самовыражение личности становится важнее демонстрации языковых знаний, участники общения чувствуют себя в безопасности от критики ошибок, учебной нормой считаются отдельные нарушения языковых правил и случайные ошибки.

    ОтветитьУдалить
  12. Этот комментарий был удален автором.

    ОтветитьУдалить
  13. Этот комментарий был удален автором.

    ОтветитьУдалить
  14. Этот комментарий был удален автором.

    ОтветитьУдалить
  15. Анна Генералова17 июня 2015 г. в 09:43

    1. Как в новой программе по русскому языку реализован коммуникативно-деятельностный подход, предполагающий предъявление материала не только в знаниевой, но и в деятельностной форме?
    В новой программе пересмотрены приоритеты в содержании лингвистических курсов родного языка. Главное внимание при изучении русского языка уделено коммуникативной функции языка, свободной речевой деятельности, культуре общения при сохранении элементарной лингвистической компетенции. Важнейшей задачей является овладение с помощью языка культурным наследием нации и культурой современного общества. В новую программу по русскому языку включены для работы в каждом классе разделы «Культура речи» и «Текстоведение».

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Благодарю Вас, Анна Владимировна! И всё-таки, не элементарной! Ведь учеников ожидает ОГЭ и ЕГЭ. Правда, мы не должны увлекаться процессом "натаскивания", чтобы "не выплеснуть вместе с водой ребёнка". Я за хорошие традиции и за инновации!

      Удалить
    2. Анна Генералова17 июня 2015 г. в 11:41

      Лариса Васильевна! Я согласна, что главный результат нашей работы не ЕГЭ, а личность, которую мы воспитали, в том числе и языковая личность.

      Удалить
    3. Конечно, Анна Владимировна! Вам (как соавтору программ нового поколения и учителю новой генерации) и создавать такую личность! Уверена, что сможем!!! Приглашаю поделиться перспективным опытом в разделе блога ОРЯЛ "Работаем по новым новым программам". Ваши рекомендации очень важны! Заранее благодарю!

      Удалить
  16. Всех приветствуют коллеги из Республиканского военного лицея Федосова Е.В., Малышева В.В., Диброва С.В., Якунина Ю.В.

    3. Какие акценты нужно расставить на уроках русского языка, чтобы они стали современными и отвечающими новым образовательным стандартам?

    В соответствии с новыми образовательными стандартами учитель в своей деятельности должен акцентировать внимание на необходимости органичного слияния трех решаемых задач урока в триединую. Кроме этого, должно быть реализовано не только учебное сотрудничество, но и все его другие виды. И в первую очередь важна атмосфера урока: доброта, уважение, взаимопонимание, общая заинтересованность, коллективный поиск, взаимное удовлетворение от «познавательных побед».
    Современный урок русского языка направлен на формирование метапредметных и личностных результатов с использованием инновационных педагогических технологий: технология критического мышления, проектная деятельность, исследовательская работа, дискуссионная технология и др. Таким образом, современный урок русского языка – это цельный и содержательный продукт педагогического мастерства.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, уважаемые коллеги! Приветствую слушателей курсов по форме "Специализация"! Рады вас слышать-читать! Предлагаю вам поделить со словесниками педагогическими находками. Будем рады!

      Удалить
  17. Этот комментарий был удален автором.

    ОтветитьУдалить
  18. Наталья Блажко17 июня 2015 г. в 09:49

    Здравствуйте!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый день, Наталья! Присоединяйтесь к обсуждению. Будем рады Вашим комментариям!

      Удалить
  19. Хотелось бы, чтобы в программе по литературе было представлено больше произведений зарубежной литературы, т.к. для полноценной картины мирового литературного процесса это необходимо. В далеком прошлом были программы без учета "зарубежки" - я хорошо помню, как это было печально.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Людмила Игоревна! Понимаю Вас, разделяю Вашу точку зрения. Приведу пример распределения часов в 9 классе. Интересно Ваше мнение.
      Содержание учебного материала Кол-во
      часов
      Введение 1
      Из древнерусской литературы
      «Слово о полку Игореве». 3
      Из литературы XVIII века
      Михаил Васильевич Ломоносов.
      «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». 2
      Г.Р.Державин «Властителям и судиям», «Памятник». 1
      Александр Николаевич Радищев.
      «Путешествие из Петербурга в Москву». 2
      Н. М. Карамзин.
      Повесть «Бедная Лиза», стихотворение «Осень». 2
      Из русской литературы XIX века
      Василий Андреевич Жуковский.
      «Море», «Невыразимое»,«Светлана». 2
      А.С.Грибоедов. «Горе от ума».
      6
      Александр Сергеевич Пушкин.
      Стихотворения «К Чаадаеву», «К морю», «Пророк»,
      «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...»,
      «Я вас любил: любовь еще, быть может...», «Бесы»,
      «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...».

      Поэма «Цыганы». «Евгений Онегин». «Моцарт и Сальери». 16
      М.Ю.Лермонтов
      «Герой нашего времени».
      «Смерть Поэта», «Парус», «И скучно и грустно», «Дума», «Поэт», «Родина», «Пророк», «Нет, не тебя так пылко я люблю...»,
      «Нет, я не Байрон, я другой...», «Расстались мы, но
      твой портрет...», «Есть речи — значенье...» (1824),
      «Предсказание», «Молитва», «Нищий», «Я жить хочу!
      Хочу печали...». 10
      Н.В.Гоголь. «Мертвые души» 8
      Александр Николаевич Островский.
      «Бедность не порок». 2
      Ф.М. Достоевский. «Белые ночи» 2
      Л. Н. Толстой. «Юность» 2
      Антон Павлович Чехов.
      «Тоска», «Смерть чиновника». 2
      Из русской литературы XX века
      Иван Алексеевич Бунин.
      Рассказ «Темные аллеи». 2
      Михаил Афанасьевич Булгаков.
      Повесть «Собачье сердце». 4
      Александр Исаевич Солженицын.
      Рассказ «Матренин двор». 2
      Из зарубежной литературы
      Античная лирика
      Гай Валерий Катулл.
      «Нет, ни одна средь женщин...», «Нет, не надейся
      приязнь заслужить...». 1
      .Гораций. «Я воздвиг памятник...». 1
      ГОМЕР (VIII – VII ст. до н.е.) «Илиада» или «Одиссея» (отрывки). 2
      Уильям Шекспир. «Гамлет» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя) 2
      Иоганн Вольфганг Гете.
      «Фауст» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя) 2
      Пауло КОЭЛЬО «Алхимик» или Ричард Дэвис БАХ «Чайка по имени Джонатан Ливингстон» 2
      Всего 79

      Удалить
    2. Знаете, у этой программы есть плюсы и минусы.
      Во-первых, явно не хватает некоторых произведений. Например, очень и очень полезно детям прочитать "Недоросль" Фонвизина (это произведение необходимо, ибо очерчивает портрет "вечного неуча", который на редкость живуч).
      Во-вторых, не всегда расчасовка соответствует масштабу изучаемого произведения. Вот странно, что на Гете и на Пауло Коэльо одинаковое количество часов. Тем более, что "Фауста" было бы неплохо начинать не с Гете а с легенд о Фаусте (да заодно и коснуться проблемы "бродячих сюжетов", интертекстуальности в литературе и проч.) Да и сам "Фауст" настолько "огромное" произведение, что практически невозможно его втиснуть в 2 часа даже с сокращениями. Кстати, "Слово о полку Игореве вполне бы вписалось в 8 класс, дети хорошо воспринимают его в этом возрасте (укр.л-ра и предлагала его именно в 8кл.), а в 9 освободилось бы время.
      В-третьих. Возможно, у меня срабатывают некоторые "штампы" в голове, но мне нравилось "раньше": 5-8 класс - тематическая подача литературного материала (важный аспект - формирование духовной личности ребенка) + подготовка к полному овладению теоретическим инструментарием. В 8 классе эта подготовка завершалась, дети имели достаточный объем знаний (да и навыков работы с ними) по теории литературы. А 9-11 класс как раз и окунал ребенка в литературный процесс, который разворачивался перед ним, сохраняя естественную логику своего развития. Базовые знания по ТЛ уже применялись как инструмент, который может помочь в осмыслении того или иного произведения. При этом добавлялось понимание развития именно художественной мысли, художественных особенностей. Осознать именно философско-эстетическое значение и содержание произведений литературы без понятий "художественный (творческий) метод", "художественное направление", "художественный стиль" (причем, желательно это представлять на временном срезе) - невозможно. Программа же данная для 9 класса как раз и не дает возможности полноценно разговаривать с детьми о творческих методах - недостаточно времени и материала, зато "охвачены все века".

      Удалить
  20. Здравствуйте. В новой программе реализуется три подхода к обучению: компетентностный, личностно-ориентированный, системно-деятельностный. Главной задачей в обучении стоит развитие не только учебных навыков и умений, интеллекта учащихся, но и развитие личности учащихся через овладение навыками деятельности. В связи с этим, в своей педагогической деятельности стоит акцентироваться на практическую составляющую. Для этого необходимо активно использовать на уроках языка и литературы интерактивные формы работы - проблемные и ситуативные задания, самостоятельные и коллективные формы работы, проектную деятельность - все формы работы, направленные на развитие и систематизацию практических умений и стимуляцию самостоятельности в выполнении задания.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Благодарю Вас, Марина! Новые технологии, перспективный педагогический опыт...
      "Совершенно очевидно, какую огромную роль могут сыграть в развитии и укреплении всех видов умственной и речевой деятельности правильно поставленные знания по языку" (К.Б. Бахрин, Е.С. Истрина)

      Удалить
    2. Методика уроков, одной из главных целей которых становится на данный момент формирование культуроведческой компетенции, пока только складывается, поэтому чаще бывает представлена в виде отдельных уроков или их фрагментов.
      Одним из приемов работы, позволяющим реализовать цели формирования культуроведческой компетенции, являются «этимологические этюды» в начале каждого урока. Учащиеся готовят «этимологические этюды» о словах Русь, Россия, Украина, Донбасс, Донецк, город, деревня, улица, врач и доктор, архитектор и зодчий, школа, гимназия и колледж, лицей и коллегиум и др., о местных топонимах Кальмиус, Северский Донец и др. Эффективность подобных на первый взгляд достаточно традиционных упражнений не всеми словесниками оценена по достоинству, а между тем обращение на уроке к этимологическому анализу – неизменно вызывает интерес учащихся, поскольку позволяет посмотреть на привычные слова с непривычной стороны, «подогревает» интерес к слову, к изучению языка, расширяет лингвистический кругозор и способствует формированию культуроведческой компетенции.
      Другой «действенный» прием — межъязыковые сопоставления. Так, пограничное положение Белгородской области обусловливает значимость и актуальность на уроках по языку русско-украинских сопоставлений: фонетических, лексических, грамматических, в частности наличие либо отсутствие формы звательного падежа, украинизмы в речи земляков, в художественной литературе, «белгородско-украинские» топонимы: Белая Криница, Червонодибровка, тот же Грайворон и т. д.
      Результативен и другой, не требующий применения каких-либо дополнительных средств путь — попутные социо- и лингвокультурные комментарии к используемым на уроках текстам (а объекты для объяснения и комментирования в любом тексте отыщутся, если посмотреть на него «филологически вооруженным глазом»; важно самому комментатору быть в «филологическом всеоружии»): например, даже хрестоматийная строфа из «Евгения Онегина», начинающаяся словами Зима! Крестьянин, торжествуя..., поставит перед учениками (но сначала перед учителем) задачу уточнить лексические значения слов дровни, кибитка, облучок, кушак, салазки, прокомментировать слова дворовый мальчик, жучка (почему со строчной буквы, а не с прописной, как, казалось бы, надо) и т. п. Большинство школьных программных произведений, даже произведений XX века, не говоря о более ранних, нуждается в социокультурных комментариях наподобие тех, что сопровождают тексты в учебниках и хрестоматиях для иностранных читателей, — естественно, в ином варианте.

      Удалить
  21. С добрым утром! Предлагаю ликвидировать разницу между программами новыми и старыми за счет дополнительного времени!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Доброе утро. Спасибо большое, Людмила Егоровна! Дополнительное - это количество часов? А каких авторов и какие произведения, например, для 10 класса Вы рекомендовали бы включить в новую программу?

      Удалить
    2. Этот комментарий был удален автором.

      Удалить
    3. Этот комментарий был удален автором.

      Удалить
    4. Конечно! Ведь 11-классники 2015-2016 года не изучают Толстого, Достоевского, Чехова.Хотелось бы включить в программу для 10 класса Чернышевского "Что делать? Без этого произведения нет реальной картины полемики в литературе 2 половины 19 века.Понимаю, что это сложно. Хотя бы в обзоре "сны" и Рахметов.

      Удалить
    5. Пожалуйста, Людмила Егоровна! есть резерв. Можно сократить часы и перенести их на изучение того или иного произведения. Вчера в половине одиннадцатого вечера меня убеждала один словесник в том, что без "Тимура и его команды" Гайдара и "Крестьянских детей" Некрасова литературное образование и воспитание невозможны. Используйте вариативность.

      Удалить
  22. Этот комментарий был удален автором.

    ОтветитьУдалить
  23. Этот комментарий был удален автором.

    ОтветитьУдалить
  24. Этот комментарий был удален автором.

    ОтветитьУдалить
  25. Этот комментарий был удален автором.

    ОтветитьУдалить
  26. 2. Очень важным является формирование у учащихся метапредметных знаний и умений. Для этого необходимо разработать систему заданий, направленных на развитие теоретического мышления (обобщение, систематизация, определение понятий, классификация материала), на формирование умений перерабатывать информацию (анализ, синтез, интерпретация, оценка, аргументация), на развитие критического мышления (умение подбирать достоверные источники и факты, выдвигать гипотезы, анализировать и корректировать свою деятельность), на развитие творческого мышления (ориентирование в нестандартных ситуациях и создание творческих работ).

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ув. коллеги! Просмотрите, пожалуйста, распределение часов по литературе в 5 классе.
      I четверть (9 н)
      Развитие речи 2 (у+п)
      Внеклассное чтение 1
      ТКР 2
      Сочинение 1
      Литература родного края 1
      Текстуальное изучение произведений 20
      Примерное распределение часов по русскому языку в 5 классе
      5 класс
      (35 рабочих недель, 5 часов в неделю, 175 часов в год)
      12 ч – контрольные работы
      25 часов – (9 часов текстоведения + 16 УРР)
      3 часа – резерв
      135 часов на изучение языковых тем

      Хотелось бы услышать и прочитать ваше мнение.

      Удалить
    2. Анна Генералова17 июня 2015 г. в 10:21

      Лариса Васильевна, по литературе это все только для первой четверти? А какое количество часов в неделю?

      Удалить
    3. Анна Генералова17 июня 2015 г. в 10:45

      Возникает сомнение по поводу сочинения в первой четверти. Контрольное сочинение в 5 классе было не ранее второго семестра. Хватит ли времени научить писать сочинение, чтобы дать этот вид работы как контрольный?

      Удалить
    4. Спасибо, Анна Владимировна, за вопрос. Нужно начинать готовить учащихся сразу же. Часов же больше! Успеем! Нужно продуктивно использовать уроки развития речи! Анализ результатов пробного ЕГЭ этого года показал недостаточность умения создавать тексты разных стилей и жанров. Да и грамотность оставляет желать лучшего. Необходимо, чтобы дети "выписались". Цифры огорчили. Будем совершенствовать умение писать сочинение.
      Программа является ориентиром для календарно-тематического планирования курса учителем. Программа определяет инвариантную (обязательную) часть учебного курса, за пределами которого остается возможность выбора учителем вариативной составляющей содержания образования. Тем самым программа содействует сохранению единого образовательного пространства, не сковывая при этом творческой инициативы учителей, и предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса.

      Удалить
  27. Коммуникативно-деятельный подход представляет собой коллективную деятельность учащихся на использовании языковых средств в речи. Важнейшим достижением этого подхода является способность к самовыражению, самообразованию. Новая программа дает нам больше возможностей для развития коммуникативных способностей учащихся.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, коллега! Надеюсь, что да - новая программа даст такую возможность. Посмотрите, например, как распределяются часы и темы в одном из разделов.
      Раздел II. Текстоведение. (9 ч.)
      Текст. Строение текста.
      Основные средства связи предложений в тексте: лексические связи предложений в тексте (лексический повтор, синонимы, антонимы и др.), морфологические (союзы, союзные слова, частицы, местоимения, наречия и др.), синтаксические (вводные слова, синтаксический параллелизм, порядок слов и др.), комбинированные (обобщение и систематизация).
      Типы и стили речи. Научный и официально-деловой стили: типовая ситуация общения, языковые особенности (повторение и углубление) Средства связи в научном тексте. Жанры научного стиля: тезисы, конспект, реферат. Осо¬бенности и правила официально-делового общения. Жанры официально-делового стиля: заявление, автобиография, резюме
      Рассуждение как тип речи и его виды (доказательство, объяснение, размышление). Коммуникативная цель рассуждения (объяснить собеседнику что-либо, убедить его в чем-либо). Структура текста-рассуждения.
      Рецензия, отзыв, эссе как речевые жанры.
      Публичная речь как разновидность устной речи, обращенной к аудитории, рассчитанной на публику. Соответствие публичной речи научному или публицистическому стилю. Основные требования к публичному выступлению.
      Чтение и изложение текста (подробное и сжатое).
      Основные этапы подготовки и написания сжатого изложения на основе прочитанного или прослушанного текста.
      Основные приемы сокращения информации при написании сжатого изложения прочитанного или прослушанного текста: исключение второстепенной информации в каждой части текста или в одной из частей, обобщение необходимой информации в одной или в каждой части, замена прямой речи косвенной, исключение повторов материала, перегруппировка материала, объединение частей текста и др.
      Сочинение текста. Основные этапы создания текста: определение темы и основной мысли текста; обдумывание содержания текста и подготовка рабочих материалов (плана, некоторых формулировок, списка слов, словосочетаний и т.п.); создание текста; редактирование текста.

      Удалить
  28. В новой программе по русскому языку и русской литературе коммуникативно-деятельный подход становится особенно важным. Главной целью учителя является вовлечение учащихся в самостоятельную, познавательную деятельность.

    ОтветитьУдалить
  29. Согласна с Вами, Лариса.
    Школа – это мастерская,
    где формируется мысль подрастающего поколения,
    надо крепко держать ее в руках,
    если не хочешь выпустить из рук будущее.
    Барбюс А.

    ОтветитьУдалить
  30. Добрый день! Скажите, пожалуйста, где взять сетку по видам контроля по русскому языку и литературе по всем классам? Она ведь не останется прежней!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Уважаемая Инна! Спасибо за важный вопрос.Сетка со всеми видами контрольных работ и системой уроков развития речи будет выложена на блоге ОРЯЛ и презентована на августовской методической мастерской. Сейчас она корректируется.

      Удалить
    2. Большое спасибо за ответ!

      Удалить
  31. Всех приветствуют коллеги из Благодатновской ОШ Амвросиевского района Колесник Марина Владимировна, Медяник Анжелика Викторовна. Скажите пожалуйста, когда можно будет ознакомиться с новыми программами в полном объёме?

    ОтветитьУдалить
  32. елена воронова17 июня 2015 г. в 10:47

    Здравствуйте, коллеги. Предлагаем выделить курс зарубежной литературы и курс литературы родного края в отдельные школьные курсы. Спасибо. ДОШ№132.Е.В.Воронова, И.В.Романенко.

    ОтветитьУдалить
  33. Уважаемая, Лариса Васильевна! Подскажите, пожалуйста, в 5 классе по литературе предполагается написание сочинения, начиная с первой четверти? Заранее благодарю за ответ!

    ОтветитьУдалить
  34. Добрый день! Вас приветствуют учителя Амвросиевской школы №6. Нас интересует вопрос, будет ли сводная таблица практической части по русскому языку и литературе, как было в журнале "Русская словесность".

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, Валентина! Будет, но по-другому. Обязательно. С ней Вы сможете ознакомиться в августе. См. мой ответ чуть ранее.

      Удалить
  35. Здравствуйте, коллеги!
    Какие акценты нужно расставить на уроках русского языка, чтобы они стали современными и отвечающими новым образовательным стандартам?
    На уроках русского языка чаще использовать метапредметные связи.
    Продолжить работу с текстом.Использовать в своей работе такую форму урока, как исследование.
    На уроках больше внимания уделять проектной деятельности.
    Создавать на уроках проблемные ситуации, чтобы дети проявляли большую активность при изучении сложных вопросов программы.
    Научить школьников самостоятельно добывать знания из учебника.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Благодарю Вас, Лариса! Например, в программе по литературе для школ с родным (нерусским) языком составители предлагают пятиклассникам такие виды творческих работ:
      1.Устное высказывание (развертывание содержания пословицы или поговорки в связное высказывание с элементами рассуждения).
      2. Создание сочинений-метаморфоз.
      3. Контрольное сочинение по сказке Х.К.Андерсена с элементами пересказа (по плану)
      4. Построение описания природы на основе личных наблюдений.
      5. Словесное рисование «Пейзаж, который я представляю, читая стихи … (Есенина, Кольцова)»
      6. Составление синквейна на тему «Моя Родина». Творческая работа на тему «Моя Родина» (кеннинг, синквейн, акростихотворение, синкан, свободный текст: «11-словие», «сочинение по метафоре» и др.)
      7. Сочинение-описание «Мой четвероногий друг».
      8. Построение характеристики литературного героя. (Пети Ростова (Толстой «Война и мир»), Тома Сойера (М. Твен «Приключения Тома Сойера»), Поллианны (Портер «Поллианна»)
      9. Построение сравнительной характеристики литературных героев (Т. Сойера и Г. Финна (М. Твен «Приключения Тома Сойера»)
      10. Построение рассуждения на тему «Какие чудеса творит любовь?»
      11. Заполнение анкеты героя (Герасима) по рассказу И.С.Тургенева «Муму» (количество пунктов и их содержание определяет учитель).
      12. Сочинение-оценка поступка от имени литературного героя по рассказу В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой».

      Удалить
    2. Спасибо,Лариса Васильевна,за ответ. Мы, члены МО Енакиевской общеобразовательной школы № 8, обязательно будем использовать в своей работе ваши рекомендации.

      Удалить
  36. Этот комментарий был удален автором.

    ОтветитьУдалить
  37. Уважаемая Галина! Отвечаю на Ваш вопрос!
    I четверть (9 недель)
    Развитие речи 2 (у+п)
    Внеклассное чтение 1
    ТКР 2
    Сочинение 1
    Литература родного края 1
    Текстуальное изучение произведений 20

    ОтветитьУдалить
  38. В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. А это значит, что у современного ученика должны быть сформированы универсальные учебные действия, обеспечивающие способность к организации самостоятельной учебной деятельности. Признанным подходом в обучении выступает системно - деятельностный, т.е. учение, направленное на решение задач проектной формы организации обучения, в котором важным является:
    - применение активных форм познания: наблюдение, опыты, учебный диалог и пр.;
    - создание условий для развития рефлексии — способности осознавать и оценивать свои мысли и действия как бы со стороны, соотносить результат деятельности с поставленной целью, определять своё знание и незнание и др.

    ОтветитьУдалить
  39. Думаю, очень важно учить детей уже с пятого класса наблюдать и анализировать, делать выводы, принимать самостоятельные решения. Нужно совершенствовать умения правильно, ясно, четко, образно высказывать свои мысли, слушать и слышать, овладевать стилистическим богатством русского языка.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Согласна с Вами, Анна! + способность свободно общаться в различных формах и на разные темы; свободное использование словарного запаса; сформированность умений написания текстов по различным темам на русском и родном (нерусском) языках и по изученной проблематике на иностранном языке, в том числе демонстрирующих творческие способности обучающихся; сформированность устойчивого интереса к чтению как средству познания других культур, уважительного отношения к ним; сформированность навыков различных видов анализа литературных произведений.

      Удалить
    2. Спасибо большое, Лариса Васильевна, за интересное продуктивное общение!!!

      Удалить
  40. Здравствуйте! Чтобы уроки русского языка стали современными, отвечающими новым стандартам, учитель должен донести до учащихся мысль о том, что успешная речевая деятельность основана на лингвистических знаниях и читательском кругозоре, развивающем языковую интуицию. Языковая интуиция, опирающаяся на лингвистические знания позволит учащимся не только овладеть навыком грамотной и красивой речи, но научит говорить и писать свободно и, возможно,талантливо. Поскольку ранее акцент был не на лингвистической, а на коммуникативной составляющей речевой деятельности, учителю необходимо будет убедить учащихся в практической полезности лингвистических знаний, особенно в 10-11 классах. Вносить изменеия в свой педагогический почерк в связи с введением новых стандартов-насущная проблема. Это все-таки непростая задача, поэтому спасибо за Ваш труд по организации "Летних студий".

    ОтветитьУдалить
  41. 2. Какие изменения в связи с введением новых образовательных стандартов необходимо внести в собственный педагогический почерк и педагогическую стратегию?
    Современному учителю необходимо освоить и использовать технологии, помогающие формировать универсальные учебные действия (т.е умение учиться, способность к самореализации, полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности). Важно помнить. что конечная цель обучения - личность интеллектуальная, обладающая духовно-нравственным потенциалом.

    ОтветитьУдалить
  42. Скажите пожалуйста, обучение и оценивание будет производиться по четвертям?

    ОтветитьУдалить
  43. 2. В методике необходимо четко определить разницу в структуре урока по новым стандартам. Создать образовательное пространство для деятельности учащихся на каждом этапе. Вспомнить 3 принципа личностно-ориентированного подхода: принимать ребенка таким, каков он есть, понимать его, создавать ситуацию успеха для каждого ученика, побуждая его к деятельности. Наряду с инновационными технологиями использовать "добрые старые" методы: структурно-логические схемы, подачу материала блоками, создание опорных конспектов, которые помогут учащимся "сворачивать" и "разворачивать" информацию, а также овладеть теоретическим материалом и пригласить к творчеству.

    ОтветитьУдалить
  44. Основа программы для 5 - 9 классов общеобразовательных школ с русским языком обучения - преобразующие социализирующая, деятельностная линии обучения, превращающие русский язык в инструмент, регенерирующий речемыслительный процесс на основе логического, межпредметного осмысления языковых явлений, постоянного ведения диалога с оппонентом, развития и совершенствования навыков и умений связного, аргументированного изложения мысли в различных формах речи, устной и письменной.
    В программе более резкую, чёткую огранку получил личностно-ориентированный подход, деятельностная составляющая которого обеспечивает обучение общению в сочетании с развитием познавательных способностей.
    Зеленовская ОШ Амвросиевского района Ленская Ирина Николаевна - учитель русского языка и литературы

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Юлия, за комментарий. Вы ознакомились с программой или слышали презентацию вчера во время вебинара? Да, согласна.
      Свободное владение родным русским языком — надежная основа каждого русскоговорящего человека в его жизни, труде, творческой и общественной деятельности. Для реализации этой цели необходимо поднять преподавание русского языка на новый качественный уровень, со-ответствующий условиям и потребностям современного общества, усилить практическую направленность обучения русскому языку, повысить эффективность каждого урока.
      Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.

      Удалить
  45. Здравствуйте, уважаемые коллеги! В процессе перехода на новые программы важное место, по моему мнению, должно отводиться формированию культуры самостоятельного письменного высказывания. Тестовый контроль ЗУН в определенной мере снивелировал способности наших детей рассуждать, аргументировать свою точку зрения, строить законченное, логичное и точное высказывание. В ФОГС на это как раз нацелена работа по формированию коммуникативной составляющей . Нам не только следует учить этому детей,но и вспоминать собственные "хорошо забытые" знания , ведь тесты и "фейерверки" в определенной мере отвлекли нас от старого доброго, отточенного советской школой эффективного урока

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Благодарю Вас, Алла! Согласна с Вами на все 100%!!! Добротные знания! Развитая личность с высоким уровнем гуманитарной культуры! Родной язык – величайший учитель, который учил детей и тогда, когда не было ещё ни книг, ни школ. И эта его функция не утрачена и поныне. Через овладение языком формируется собственная языковая способность человека, происходит становление личности. Безграничное разнообразие синтаксических структур, окрашенных интонациями, позволяет передать тончайшие оттенки мысли. Постоянные занятия языком (и языками) обогащают интеллект. Это и выбор наиболее точных лексических средств, и быстрое, безошибочное построение больших и малых предложений, связывание их в ткани текста, соблюдение логических связей и обоснованности речи.Принцип взаимосвязи знаний и речевой деятельности определяет главную цель обучения русскому языку – свободное владение языком во всех видах речевой деятельности, в различных сферах и ситуациях общения. Свободное владение языком предполагает освоение учащимися определѐнного объѐма информации о системе и структуре языка, его единицах и правилах функционирования в речи; умение отбирать и употреблять языковые средства в соответствии с коммуникативными целями и задачами; умение организовать речевое общение на основе усвоения социальных норм речевого поведения в целом.

      Удалить
  46. Спасибо, Тамара Валентиновна, за комментарий по поводу урока в новом формате! Значит, просмотрели урок во время Е-практикума! Да, это очень важно - новый урок! Как построить урок в соответствии с обновлёнными стандартами – пожалуй, самый злободневный вопрос, который стоит сейчас перед учителями. Решение любой проблемы проще, если оно хорошо структурировано, прописано в виде пошагового алгоритма. Именно из этого мы исходили, предлагая Конструктор уроков. Заложенные в нем типологии уроков, шаблоны технологических карт и содержание справочников полностью соответствуют формулировкам стандарта, но, тем не менее, использование данного Конструктора не дает 100-процентной гарантии того, что составленный с его помощью урок будет полностью соответствовать всем современным требованиям. Посему предлагаем вашему вниманию ряд заметок, каждая из которых – небольшое методическое приложение к Конструктору уроков, а все вместе – пошаговый алгоритм проектирования деятельностного урока.
    1. Целеполагание.
    2. Мотивация.
    3. Практическая значимость знаний и способов деятельности.
    4. Отбор содержания.
    5. Интегративность знаний, отработка метапредметных универсальных способов образовательной деятельности.
    6. Построение каждого этапа урока по схеме: постановка учебного задания – деятельность обучающихся по его выполнению –
    подведение итога деятельности – контроль процесса и степени выполнения – рефлексия.
    7. Использование разнообразных эффективных приемов организации результативной образовательной деятельности обучающихся с
    учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.
    8. Подведение итогов каждого этапа урока обучающимися, наличие обратной связи на каждом этапе урока
    9. Наличие блоков самостоятельного получения знаний обучающимися.
    10. Организация парной или групповой работы
    11. Использование системы самоконтроля и взаимоконтроля.
    12. Рефлексия как осознание себя в процессе деятельности.
    13. Качественная положительная оценка деятельности обучающихся, способствующая формированию положительной учебной
    мотивации.
    14. Минимизация и вариативность домашнего задания.
    15. Обеспечение психологического комфорта и условий здоровьесбережения на уроке.

    ОтветитьУдалить
  47. 3. Какие акценты нужно расставить на уроках русского языка, чтобы они стали современными и отвечающими новым образовательным стандартам?
    На уроках русского языка следует использовать интерактивные методы обучения, ИКТ, проектные методики, которые способствуют развитию личности учащегося. Максимальное количество заданий творческого характера.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, Виктория! На этапах первичного закрепления и отработки умений и навыков - обязательно! В качестве домашней работы и т.д. Напомню только примерную структуру каждого типа урока
      1. Структура урока усвоения новых знаний:
      1) Организационный этап.
      2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
      3) Актуализация знаний.4) Первичное усвоение новых знаний.
      5) Первичная проверка понимания
      6) Первичное закрепление.
      7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
      8) Рефлексия (подведение итогов занятия)
      2 Структура урока комплексного применения знаний и умений (урок закрепления).
      1) Организационный этап.
      2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний.
      3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
      4) Первичное закрепление
      § в знакомой ситуации (типовые)
      § в изменённой ситуации (конструктивные)
      5) Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)
      6) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
      7) Рефлексия (подведение итогов занятия)
      3. Структура урока актуализации знаний и умений (урок повторения)
      1) Организационный этап.
      2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция знаний, навыков и умений учащихся, необходимых для творческого решения поставленных задач.
      3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
      4) Актуализация знаний.
      § с целью подготовки к контрольному уроку
      § с целью подготовки к изучению новой темы
      5) Применение знаний и умений в новой ситуации
      6) Обобщение и систематизация знаний
      7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
      8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
      9) Рефлексия (подведение итогов занятия)
      4. Структура урока систематизации и обобщения знаний и умений
      1) Организационный этап.
      2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
      3) Актуализация знаний.
      4) Обобщение и систематизация знаний
      Подготовка учащихся к обобщенной деятельности
      Воспроизведение на новом уровне (переформулированные вопросы).
      5) Применение знаний и умений в новой ситуации
      6)Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
      7) Рефлексия (подведение итогов занятия)
      Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу
      5. Структура урока контроля знаний и умений
      1) Организационный этап.
      2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
      3) Выявление знаний, умений и навыков, проверка уровня сформированности у учащихся общеучебных умений. (Задания по объему или степени трудности должны соответствовать программе и быть посильными для каждого ученика).
      Уроки контроля могут быть уроками письменного контроля, уроками сочетания устного и письменного контроля. В зависимости от вида контроля формируется его окончательная структура
      4) Рефлексия (подведение итогов занятия)
      6. Структура урока коррекции знаний, умений и навыков.
      1) Организационный этап.
      2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
      3) Итоги диагностики (контроля) знаний, умений и навыков. Определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, путей их устранения и совершенствования знаний и умений.
      В зависимости от результатов диагностики учитель планирует коллективные, групповые и индивидуальные способы обучения.
      4) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
      5) Рефлексия (подведение итогов занятия)
      7. Структура комбинированного урока.
      1) Организационный этап.
      2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
      3) Актуализация знаний.
      4) Первичное усвоение новых знаний.
      5) Первичная проверка понимания
      6) Первичное закрепление
      7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
      8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
      9) Рефлексия (подведение итогов занятия)

      Удалить
  48. Уважаемые коллеги! Предлагаем вам в качестве практикума посетить наш виртуальный видеозал. Предлагаем Вашему вниманию урок литературы в соответствии с новыми программами (РФ). Выходите на блог ОРЯЛ. Можно по ссылке
    Готовимся к работе по новым программам: Литература
    http://kabruss.blogspot.com/search/label/видеоуроки

    Урок литературы, Гетманенко_Е.Г., 2014
    Видеозаписи конкурсных испытаний Всероссийского конкурса «Учитель года России — 2014»,
    http://teacher-of-russia.ru

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анна Генералова17 июня 2015 г. в 11:53

      Уважаемая Лариса Васильевна! Спасибо Вам за то, что не оставляете нас наедине с трудностями в освоении нового образовательного стандарта, помогаете разобраться во всём и выглядеть достойно в следующем учебном году.

      Удалить
  49. Какие акценты нужно расставить на уроках русского языка, чтобы они стали современными и отвечающими новым образовательным стандартам.
    1) моделирование коммуникативно-речевого пространства урока.
    2) развивать языковую компетентность учащихся при помощи решения речевых, дисскусионных, ораторских задач.
    3) используя инновационные интерактивные технологии, деятельностный подход, дать возможность каждому ученику постигнуть суть языковой проблемы, создать на уроке свой языковой продукт, в основу которого будут положены эмоции, рефлексия осознанного и прочувствованного на уроке и собственный "код культуры", о чём прекрасно сказала Мельникова Лариса Васильевна.

    Зеленовская ОШ Амвросиевского района Ленская Ирина Николаевна

    ОтветитьУдалить
  50. Благодарю Вас, Анна Владимировна! У нас очень сильная команда словесников! Мы всё сможем! Не ошибается тот, кто ничего не делает! Мы много работаем! У нас добротная филологическая биография! Хорошие традиции! Словесники всегда наиболее мобильная, гибкая, смотивированная, легко обучаемая аудитория! Мы сможем дать нашим ученикам хорошее образование, чтобы они стали успешными, социально активными , творческими, креативно думающими!

    ОтветитьУдалить
  51. Спасибо, коллеги! Хорошего вам дня! До завтра! Ждём вас для дискуссии после просмотра видеоуроков!

    ОтветитьУдалить
  52. Какие акценты нужно расставить на уроках русского языка, чтобы они стали современными и отвечающими новым образовательным стандартам.
    1) моделирование коммуникативно-речевого пространства урока.
    2) развивать языковую компетентность учащихся при помощи решения речевых, дисскусионных, ораторских задач.
    3) используя инновационные интерактивные технологии, деятельностный подход, дать возможность каждому ученику постигнуть суть языковой проблемы, создать на уроке свой языковой продукт, в основу которого будут положены эмоции, рефлексия осознанного и прочувствованного на уроке и собственный "код культуры", о чём прекрасно сказала Мельникова Лариса Васильевна.

    Зеленовская ОШ Амвросиевского района Ленская Ирина Николаевна

    ОтветитьУдалить
  53. Релакс для участников летней студии:
    Жизнь коротка. И надо уметь.
    Надо уметь уходить с плохого фильма. Бросать плохую книгу.
    Уходить от плохого человека. Их много.
    Дело не идущее бросать.
    Даже от посредственности уходить.
    Их много. Время дороже.
    Лучше поспать.
    Лучше поесть.
    Лучше посмотреть на огонь, на ребенка, на женщину, на воду.
    Музыка стала врагом человека.
    Музыка навязывается, лезет в уши.
    Через стены.
    Через потолок.
    Через пол.
    Вдыхаешь музыку и удары синтезаторов.
    Низкие бьют в грудь, высокие зудят под пломбами.
    Спектакль менее наглый, но с него тоже не уйдешь.
    Шикают. Одергивают.
    Ставят подножку...
    Компьютер прилипчив, светится, как привидение, зазывает, как восточный базар.
    Копаешься, ищешь, ищешь.
    Ну, находишь что-то, пытаешься это приспособить, выбрасываешь, снова копаешься, нашел что-то, повертел в голове, выбросил.
    Мысли общие.
    Слова общие.
    Нет! Жизнь коротка.
    И только книга деликатна.
    Снял с полки.
    Полистал.
    Поставил.
    В ней нет наглости.
    Она не проникает в тебя без спросу.
    Стоит на полке, молчит, ждет, когда возьмут в теплые руки.
    И она раскроется.
    Если бы с людьми так.
    Нас много. Всех не полистаешь.
    Даже одного.
    Даже своего.
    Даже себя.
    Жизнь коротка.
    Что-то откроется само.
    Для чего-то установишь правила.
    На остальное нет времени.
    Закон один: уходить, бросать, бежать, захлопывать или не открывать!
    Чтобы не отдать этому миг, назначенный для другого.
    http://fit4brain.com/8429
    М.Жванецкий

    ОтветитьУдалить
  54. Лариса Васильевна, уважаемые коллеги! Только сейчас появилась возможность подключения к интернету. Очень внимательно ознакомились с материалами Е-практикума и вопросами дискуссии, почерпнули для себя много интересной информации, открыли новые проблемы, которые нужно будет решать в связи с реформой образования: это поможет создать Дорожную карту с конкретным, практическим уклоном. Спасибо за работу. С уважением учителя русского языка и литературы Зугрэсской ОШ № 17.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Большое спасибо, Светлана! Будем вместе строить дорожную карту! В понедельник на блоге будет размещена Летняя дорожная карта успешного школьника. Надеюсь, что задания понравятся. Будет и второй маршрут.

      Удалить
  55. Этот комментарий был удален автором.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Уважаемые коллеги! Ждём вас в нашем Консультационном центре 16 июня! готовы к диалогу!

      Удалить
  56. Учителя открывают дверь. Входишь ты сам (Японская мудрость)

    ОтветитьУдалить