18 июня

План работы
10.00.-11.00. Просмотр видеозаписи урока.
11.00.-12.00. Дебаты.




ВИДЕОПРОСМОТР И АНАЛИЗ УРОКОВ ОПЫТНЫХ УЧИТЕЛЕЙ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ 

Урок 1. Русский язык: 8 класс. Урок-исследование

Валерий Вячеславович Пазынин, преподаватель "Лицея на Донском" №1553 Южного округа, кандидат филологических наук

Потрясающий учитель. Он действительно формирует мышление школьников, учит их исследовать. Но при этом как-то "само собой" получается, что они выполняют и преподаватель "Лицея на Донском" №1553 Южного округа обычную школьную программу, и к ЕГЭ готовы. Это – суперкласс!





Дмитрий Быков

«Литература тайно управляет миром». Так считает Дмитрий Быков -- поэт, писатель, журналист, сценарист, теле- и радиоведущий, преподаватель русского языка и литературы. Его можно назвать Учителем, о котором вы мечтали, и с которым мало кому посчастливилось встретиться в школе. Это можно исправить, посмотрев программу "Открытый урок с Дмитрием Быковым" на RTVi. 
Сайт: http://www.rtvi.com 
Страница в facebook: http://facebook.com/myRTVi 
Страница в VK: http://vk.com/myRTVi 
Твиттер-аккаунт: http://twitter.com/rtvi


Дебаты
  • Аспекты современного компетентностно-ориентированного урока русского языка и литературы. Каковы они? 
  • Модель современного урока русского языка и литературы, проведённая учителем мастером в условиях новых образовательных стандартов. 
  • Открытый урок: урок для администрации или урок для школьников? 
  • Анализ и самоанализ урока: перспективы личностного саморазвития. 
  • Я за текстоцентризм или за читателецентризм. Мои аргументы. 
  • А Вы смогли бы так?! А Вы смогли бы лучше?!

Свою точку зрения просим публиковать в комментариях. 
Обсуждение модерируется. Комментарии публикуются с некоторой задержкой по времени.

116 комментариев:

  1. Аспекты современного компетентностно-ориентированного урока русского языка и литературы. Каковы они? 
    В процессе перехода на новые образовательные стандарты обозначились новые педагогические ориентиры, урок же остаётся ключевой формой организации образовательного процесса. Современный урок - это, прежде всего, компетентностно – ориентированный.
    Главная идея: к личностному успеху приводит опыт самостоятельного решения проблем.
    Решение проблем – смысл образовательной деятельности.
    Уровень образованности человека тем выше, чем шире сфера деятельности и выше степень неопределённости ситуаций, в которых он способен действовать самостоятельно.
    Процесс использования компетентностно - ориентированных заданий может быть выстроен различными способами, но при этом должны выдерживаться требования к формированию компетентности разрешения проблем, то есть наличия следующих аспектов:  
    -       Идентификация (определение) проблемы
    -       Целеполагание и планирование деятельности
    -       Применение технологий и инструкций
    -       Планирование ресурсов
    -       Оценка деятельности
    -       Оценка результата (продукта) деятельности
    -       Оценка собственного продвижения (рефлексия).

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Благодарю Вас, Людмила! Хотелось бы услышать-прочитать Ваш комментарий к какому-то конкретному из предложенных для просмотра и анализа уроков.

      Удалить
  2. Аспекты современного компетентностно-ориентированного урока русского языка и литературы. Каковы они? 
    Главная цель компетентностного подхода в преподавании русского языка и литературы заключается в формировании всесторонне развитой личности школьника, его теоретического мышления, языковой интуиции и способностей, овладение культурой речевого общения и поведения.
          

    Для применения на уроке компетентностно-ориентированных заданий могут быть использованы следующие дополнительные возможности изучаемого материала:
    прикладной характер содержания темы;
    содержание, включающее в себя оценку явлений и событий; различные концепции; различные толкования причин и следствий, другие противоречивые сведения или позиции, допускающие различное толкование;
    материал, имеющий существенное значение для местного сообщества, связанный с конъюнктурными, широко обсуждаемыми в обществе вопросами (например, проблемы экологии, вопросы межэтнических отношений и т.п.);
    содержание программы, связанное с событиями, явлениями, объектами, доступными непосредственному восприятию школьника (в том числе в учебных ситуациях);
    материал, работа с которым допускает выход за пределы школы, его изучение на базе предприятий, высших учебных заведений, учреждений культуры;
    содержание программы, связанное с формированием учебных умений и навыков (от умения решать квадратные уравнения или использовать формулы вежливости в высказывании на иностранном языке до умения метать гранату на дальность или точность или выполнять запошивочный шов);
    содержание учебного материала, которое может найти применение в воспитательной (внеучебной) – досуговой, организационной и т.п. деятельности;
    содержание программы, представляющее собой рассмотрение частных случаев, проявления некоторых общих изучаемых закономерностей и т.п.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Благодарю Вас, Анна! А какие комментарии Вы дадите просмотренным урокам? Что следует извлечь из них нашим словесникам? Какие продуктивные приёмы? Что нового в модели уроков?

      Удалить
  3. Модель современного урока русского языка и литературы, проведённая учителем мастером в условиях новых образовательных стандартов. 
    Современный урок русского языка и литературы – это отрезок познания. Учителю необходимо создать условия для этого познания (мотивацию). Структура урока должна формироваться под ученика, давать шанс на успех и выполнять творческую функцию. Условия успешной учебной деятельности я вижу в сформированности у учащихся психологических навыков: умения анализировать, сравнивать, обобщать, потому что это создаёт условие для мотивации успеха учебной деятельности.
       Одним из элементов успеха современного урока считаю удачно подобранную методическую позицию урока и тщательно продуманный контроль знаний, умений, навыков.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Анна! Обратите внимание на документ, выложенный в блоге ОРЯЛ сегодня "Информационная карта анализа урока «Оценка уровня достижения педагогом требований нового Федерального государственного общеобразовательного стандарта к результатам образования». Есть новые акценты. Интересно.

      Удалить
  4. Модель современного урока русского языка и литературы, проведённая учителем мастером в условиях новых образовательных стандартов. 


    Эффективность современного урока основывается на широкой реализации связи с жизнью, на применении новых форм обучения.
    Урок литературы и русского языка должен заставлять учащихся мыслить, анализировать, отстаивать свою точку зрения. Это не возможно сделать при сухом, догматическом подходе к преподаванию.
    Современный урок будет эффективен при использовании технологии дифференцированного обучения. Данная технология, на мой взгляд, позволяет ставить посильные задачи перед каждым ребёнком, активизировать его деятельность, полноценно реализовать в преподавании принципы научности, практической направленности, историзма, межпредметной интеграции. Дифференцированный подход повышает эффективность организации самостоятельных работ на уроках русского языка и литературы, даёт широкие возможности для вовлечения школьников в поисковую деятельность, в творческую работу, позволяет ученикам показать свою компетентность, широту литературного мышления, владения дополнительной информацией, например, при подготовке учащихся к урокам-семинарам, научно-практическим конференциям.
    В процессе обучения литературы целесообразно использовать методы проблемного обучения: монологический, показательный, диалогический, эвристический, исследовательский, алгоритмический, программированный.

    ОтветитьУдалить
  5. Открытый урок: урок для администрации или урок для школьников? 
    Открытый урок представляет собой одну из давно применяющихся форм проведения методической работы. Многие годы она являлась эффективной, но с годами превратилась в некое ритуальное действо.
    Появился формализм в проведении таких уроков, внешнее стало превалировать над сутью, модным стало объявлять: «У нас в школе все уроки открытые!» (будто дети на уроках не присутствуют, а посторонние нисколько не мешают, и это значительно улучшает качество образовательной деятельности). Деградация открытых уроков пришла к логичному итогу: форма стала вырождаться, утратилась их ценность, и из некогда эффективного и полезного мероприятия они превратились в свою противоположность - стали неэффективными и бесполезными, наносящими вред процессу обучения детей. Поскольку количество открытых уроков за год в одном классе невелико, то существенного значения для образования детей они иметь не могут.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, Людмила, соглашусь. Если открытые уроки - это технология, где моделируется учебное пространство, ученики выбирают последовательность выполнения задания, время их выполнения, форму работы (коллективную, индивидуальную, групповую), где учитель только осуществляет тьюторинг, менторинг, коучинг , а ученики в основном самостоятельно добывают знания... Тогда "Открытый". Никто не отменял классический урок. Предлагаю ознакомиться с типологией урока, которую можно найти в пакете сегодняшних материалов на блоге ОРЯЛ.

      Удалить
  6. Открытый урок: урок для администрации или урок для школьников? 
    Проведение открытых уроков – это всегда праздник как для учителя, так и для учеников. Но всегда поражает такое противоречие: когда мы сами даём обычные уроки, то нередко очень трудно добиться активности учеников (нужно было задействовать определенные мотивирующие средства, прилагать дополнительные усилия и т. п.); когда же мы присутствуем на открытых уроках, то всегда наблюдаем типичную картину: учитель еще не успел закончить вопрос, а в классе появляется «лес рук», причем дети выражают не просто активность, а нетерпение. Это свидетельствует о предварительной репетиции вопросов и ответов. Разумеется, учитель искренне верит в то, что гости воспринимают заранее срежиссированный и отрепетированный им спектакль как импровизацию. Создается иллюзия, будто такая высокая активность детей всегда присуща урокам этого учителя. Моральный ущерб от фальши при проведении такого открытого урока, может быть, и невелик, но если учесть, что эти «уроки нравственности» происходят на протяжении всего периода обучения в школе, то негативное влияние такого образовательного процесса оказывается весьма ощутимым. Единственный способ вернуть открытому уроку его естественность (то есть действительно обучающий характер) - это ничего с детьми не готовить заранее. Крайне негативно и то, что на традиционном (показном) открытом уроке школьнику нельзя ошибаться. Когда ученику кажется, что он знает «правильный» ответ, он неистово тянет руку, а ответ неверен. В данной ситуации негативные последствия для ученика почти неизбежны.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. "Не ошибается только тот, кто ничего не делает". Ученик имеет право на ошибку! В этом отношении позитивной является технология творческих мастерских, где ученик имеет право и может высказать любую т.з., основанную на личном социальном опыте, так как один из принципов ТМ - безоценочность. Один из принципов технологии "Открытого урока" - не лишать учащегося возможности исправить свою ошибку и не снижать за эту ошибку оценку, ведь он её сам нашёл и исправил! Следует только подвести школьника к этому. В этом талант учителя, его мастерство!

      Удалить
  7. Анализ и самоанализ урока: перспективы личностного саморазвития. 
    Оценка профессионального мастерства учителя – один из самых актуальных аспектов в работе преподавателя. В ходе самоанализа учитель получает возможность взглянуть на свой урок как бы со стороны, осознать его как явление в целом, целенаправленно осмыслить совокупность собственных теоретических знаний, способов, приемов работы в их практическом преломлении во взаимодействии с классом и конкретными учениками. Это-рефлексия, позволяющая оценить свои сильные и слабые стороны, определить нереализуемые резервы, уточнить отдельные моменты индивидуального стиля деятельности. При анализе урока, как правило, оцениваются методы, способы активизации школьников, эффективность освоения материала. Анализ урока необходим не только для повышения качества обучения, но и для личностного саморазвития учителя.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Конечно же, Анна. Саморазвитие учителя - это главное. Мы всегда должны быть интересны своим ученикам, коллегам да и себе самим.
      Читаю Ваши комментарии, возникает желание посетить Ваш урок - приглашайте! Обещаю: будем доброжелательными. Привезём книги в подарок ученикам и учителю!

      Удалить
  8. Я за текстоцентризм или за читателецентризм. Мои аргументы. 
    Я за читателецентризм. Он способствует:

    - созданию условий и мотивационных установок для вступления в диалогические отношения между учащимися и художественным произведением; 
    - формированию у учащихся устойчивой потребности в общении с произведением искусства, необходимости собственной рефлексии над чувствами и мыслями, высказанными в художественном тексте;
    - расширению личностного культурно-эстетического тезауруса школьника на основе приобретения новых знаний, практических умений и навыков, культурных кодов и символов в процессе диалогических отношений с книгой.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Продолжаю Ваш тезис, Людмила. Главной целью изучения литературы в школе должно стать формирование грамотного, эстетически развитого и творческого читателя, способного наслаждаться художественным текстом, общаться с произведением искусства на языке искусства, умеющего декодировать литературный текст, а значит «увидеть» и расшифровать все то, что скрыто за словами и фразами. Безусловно, что формирование читателя, способного к полноценному восприятию литературного произведения в контексте духовной культуры человечества, подготовленного к самостоятельному общению с произведениями искусства, задача сложная и трудоемкая. Но переоценить ее практически невозможно, ведь общая духовная культура личности, культура чувств человека, система ее собственных критериев оценки действительности непосредственно зависит от культуры чтения, восприятия литературы и отношения к ней. Изучение литературы призвано привлечь школьника к процессу субъективизации знаний, познания окружающего мира и самого себя в процессе обучения. Поэтому равноправный диалог, плюрализм взглядов всех участников учебного процесса должны стать приоритетными принципами развития читательской деятельности в школе, которые способствуют рождению в сознании учащегося своего «собственного текста», обогащенного личностным «Я».
      Таким образом, сегодня не история литературы определенного периода, а художественный мир этой литературы, воспринятый и декодируемый учащимся – читателем ХХI столетия должен быть положен в основу современного изучения литературы в школе. Формирование личностного ценностного отношения к человеку и окружающему миру на основе прочитанных художественных произведений – вот одна из основных целей изучения литературы в школе.
      Именно читателецентризм должен стать новой парадигмой и современного учебника по литературе. Многих сегодняшних школьников, искушенных последними достижениями технического прогресса и свободно владеющих компьютером и Интернетом, заинтересовать учебником, привлечь к работе с ним, очень сложно. Это означает, что в современном учебнике должны быть представлены не готовые ответы на основные вопросы, регламентируемые учебной программой, а пути для их самостоятельного решения учащимися, определенные импульсы, направленные на развитие способности интерпретации литературного текста читателем-школьником. Поэтому вместо прямого поучения, назидания отдельной монологической авторитетной точки зрения на литературный текст важно показать различные позиции относительно изучаемого произведения, что в результате позволит учащемуся выстроить свою собственную систему отношений к прочитанному.

      Удалить
  9. А Вы смогли бы так?! А Вы смогли бы лучше?!

    Я, как и каждый учитель, имею свой педагогический почерк. Он неповторим и многообразен. Проявляется в успешном творческом решении самых разнообразных педагогических задач, в эффективном использовании различных способов учебно-воспитательной работы и достижении ее целей. 
    Я умею принимать оригинальное решение педагогических задач, разрабатываю новые педагогических методы и приемы. Во многих ситуациях мне приходится действовать не по «уставу», а принимать решения на основе личных знаний и ценностей, использовать всю свою актерское мастерство и способности. Занимаясь творческой деятельностью, создавая новое, я прежде всего обращаюсь к импровизации, сущность которой составляет быстрое и гибкое реагирование на возникающие педагогические задачи.

    ОтветитьУдалить
  10. Я за текстоцентризм или за читателецентризм. Мои аргументы. 
    Я считаю, что именно читателецентризм должен стать новой парадигмой современного учебника по литературе. Многих сегодняшних школьников, искушенных последними достижениями технического прогресса и свободно владеющих компьютером и Интернетом, заинтересовать учебником, привлечь к работе с ним, очень сложно. Это означает, что в современном учебнике должны быть представлены не готовые ответы на основные вопросы, регламентируемые учебной программой, а пути для их самостоятельного решения учащимися, определенные импульсы, направленные на развитие способности интерпретации литературного текста читателем-школьником. Поэтому вместо прямого поучения, назидания отдельной монологической авторитетной точки зрения на литературный текст важно показать различные позиции относительно изучаемого произведения, что в результате позволит учащемуся выстроить свою собственную систему отношений к прочитанному. 

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. В продолжение Вашего размышления, Анна: Среди ведущих методических принципов литературного образования целесообразно выделить такие:
      - антропологический, с позиций которого главным аспектом изучения литературных произведений является личность учащегося, его эстетическое восприятие и творческое развитие. Известный методист, доктор педагогических наук, академик РАО В.Г. Маранцман подчеркивал значение такого приобщения учащихся к искусству, когда школьник может найти язык общения с искусством разных эпох, прежде всего, для собственного спасения в стремительном современном мире с его многочисленными проблемами и катаклизмами. Исходя из этого, приоритетное место на страницах наших учебников занимают вопросы, направленные на рефлексию во время чтения, проблемные задания, материалы для дискуссии и творческого самовыражения школьников;
      - диалогический, т. е. процесс изучения литературного произведения рассматривается как общение равноправных целых: текст – автор - читатель. Впервые в методике преподавания литературы этот принцип выделил известный ученый Г.И.Беленький. Российский методист подчеркивал, что диалогичность изучения литературы, обсуждение разных взглядов, сопоставление точек зрения, дискуссия и ведут класс к более глубокому восприятию произведений, которое, всегда оставаясь личностным, все ближе и ближе приближается вместе с тем к постижению объективного смысла слова писателя. Таким образом, задания на выявление личностной позиции учащихся, направленные на диалог с автором художественного текста, дискуссию, должны занять свое место на страницах учебника. Декларируя этот принцип, важно обратить внимание, что диалог противостоит авторитарности, единообразию и единоначалию, любым догматическим высказываниям, отрицает любые преимущества в провозглашении взглядов, подчеркивает необходимость множественности личностных позиций при изучении литературы. Поэтому особое внимание должно быть обращено на форму презентации учебного материала. Доброжелательность, уважительное отношение к позиции учащегося, приглашение к аргументированному диалогу с художественным текстом – вот основные задачи современного учебника по литературе;
      - культурологический (обратим внимание на замечание доктора филологических наук З.В. Кирилюк о том, что "при изучении литературы необходимо учитывать, что каждое произведение несет в себе признаки конкретной эпохи и страны, господствующих в ней представлений о мире, гражданских и этических убеждений и выражает все это в формах, присущих художественной культуре народа, духовного мира современного ему человека." "…Если произведение представить в конкретном культурологическом контексте, - продолжает З.В.Кирилюк, - это значительно облегчит учащимся его восприятие". Подчеркнем, что известный литературовед, культуролог Ю.Лотман писал: «… Художественное произведение, взятое само по себе, без определенного культурного контекста, без определенной системы культурных кодов, подобно «надписи надгробной на непонятном языке». Поэтому в учебнике большое внимание уделено выявлению межпредметных и межлитературных связей, информации краеведческого и этнокультурного характера, знакомящей с бытом, традициями, историей народа, литература которого изучается.

      Удалить
  11. А Вы смогли бы так?! А Вы смогли бы лучше?!
     Моё педагогическое мастерство — это выражение моей личности, как педагога, моих возможностей и способностей самостоятельно, творчески, квалифицированно заниматься педагогической деятельностью. Конечно, есть над чем работать. Я нахожусь в постоянном творческом поиске форм и методов преподавания.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Замечательная формулировка, Анна! Учиться нужно всегда. Искать и находить, делиться и опять отправляться в поиск! Приведу пример из одного документа.
      Профессиональный стандарт педагога
      (Концепция и содержание)
      Введение
      Педагог – ключевая фигура реформирования образования. «В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя» (К.Д. Ушинский). В стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, становится умение учиться. Готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений – все эти характеристики деятельности успешного профессионала в полной мере относятся и к педагогу. Обретение этих ценных качеств невозможно без расширения пространства педагогического творчества. Труд педагога должен быть избавлен от мелочной регламентации, освобожден от тотального контроля.
      Существующие громоздкие квалификационные характеристики и должностные инструкции, сковывающие инициативу учителя, обременяющие его формальными требованиями (например, предписывающими составлять образовательные программы) и дополнительными функциональными обязанностями, отвлекающими от непосредственной работы с детьми, не отвечают духу времени.
      Профессиональный стандарт педагога, который должен прийти на смену морально устаревшим документам, до сих пор регламентировавшим его деятельность, призван, прежде всего, раскрепостить педагога, дать новый импульс его развитию.

      Удалить
  12. Этот комментарий был удален автором.

    ОтветитьУдалить
  13. Валерий Вячеславович Пазынин. Читается "почерк " вузовского преподавателя: естественный, свободный процесс дискуссии единомышленников, общение по актуальному для всех участников образовательного процесса вопросу, аргументация и доказательность, владение материалом исследования. Но есть ли на создание такой базы время на уроке, имеются ли дополнительные часы на внеурочную работу по предмету? А как быть учителю сельской школы ( практически)? Да здравствует энтузиазм подвижников!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Алла, вузовские работники должны сказать Вам спасибо за комплимент в их адрес. Я тоже за дискуссию единомышленников, скорее, единодушников! За продуктивный диалог. И когда-то они сами придут к тому, что захотят читать и общаться с книгой как собеседником! Всё зависит от мастерства учителя и от степени мотивации! Я за мотивацию!

      Удалить
  14. Валерий Вячеславович Пазынин. Читается "почерк " вузовского преподавателя: естественный, свободный процесс дискуссии единомышленников, общение по актуальному для всех участников образовательного процесса вопросу, аргументация и доказательность, владение материалом исследования. Но есть ли на создание такой базы время на уроке, имеются ли дополнительные часы на внеурочную работу по предмету? А как быть учителю сельской школы ( практически)? Да здравствует энтузиазм подвижников!

    ОтветитьУдалить
  15. Этот комментарий был удален автором.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Уважаемая Алла! Конечно, дети там интеллектуалы! Сельские дети не хуже! А иногда и лучше! Добрее. Искреннее. Теплее что ли...
      Но! Стандарты разрабатываются для всех. А внеклассная работа всегда была подспорьем. Всё зависит от учителя. Есть просто урокодатели! А есть те, кто живёт своим предметом, своей профессией, своим классом... Общение даёт больше.

      Удалить
  16. Валерий Вячеславович Пазынин. Читается "почерк " вузовского преподавателя: естественный, свободный процесс дискуссии единомышленников, общение по актуальному для всех участников образовательного процесса вопросу, аргументация и доказательность, владение материалом исследования. Но есть ли на создание такой базы время на уроке, имеются ли дополнительные часы на внеурочную работу по предмету? А как быть учителю сельской школы ( практически)? Да здравствует энтузиазм подвижников!

    ОтветитьУдалить
  17. Валерий Вячеславович Пазынин. Читается "почерк " вузовского преподавателя: естественный, свободный процесс дискуссии единомышленников, общение по актуальному для всех участников образовательного процесса вопросу, аргументация и доказательность, владение материалом исследования. Но есть ли на создание такой базы время на уроке, имеются ли дополнительные часы на внеурочную работу по предмету? А как быть учителю сельской школы ( практически)? Да здравствует энтузиазм подвижников!

    ОтветитьУдалить
  18. Валерий Вячеславович Пазынин. Читается "почерк " вузовского преподавателя: естественный, свободный процесс дискуссии единомышленников, общение по актуальному для всех участников образовательного процесса вопросу, аргументация и доказательность, владение материалом исследования. Но есть ли на создание такой базы время на уроке, имеются ли дополнительные часы на внеурочную работу по предмету? А как быть учителю сельской школы ( практически)? Да здравствует энтузиазм подвижников!

    ОтветитьУдалить
  19. Этот комментарий был удален автором.

    ОтветитьУдалить
  20. Валерий Вячеславович Пазынин. Читается "почерк " вузовского преподавателя: естественный свободный процесс дискуссии единомышленников, общения по актуальному для всех участников образовательного процесса вопросу, аргументация и доказательность, владение материалом исследования. Но есть ли на создание такой базы время на уроке, имеются ли дополнительные часы на внеурочную работу по предмету? А как быть учителю сельской школы ( практически) Да здравствует энтузиазм подвижников.

    ОтветитьУдалить
  21. Валерий Вячеславович Пазынин. Читается "почерк " вузовского преподавателя: естественный свободный процесс дискуссии единомышленников, общения по актуальному для всех участников образовательного процесса вопросу, аргументация и доказательность, владение материалом исследования. Но есть ли на создание такой базы время на уроке, имеются ли дополнительные часы на внеурочную работу по предмету? А как быть учителю сельской школы ( практически) Да здравствует энтузиазм подвижников.

    ОтветитьУдалить
  22. Такая поисковая работа на уроке - это всегда интересно и увлекательно, НО где же работа в тетрадях? Ведь есть нормы написания классной работы? Завуч приходит на урок, чтобы соблюсти норму закона. Никакое творчество его не будет интересовать, если работа только в устной форме!
    В обсуждении принимают участие лишь немногие ученики, остальные просто сидят, подперев голову рукой. Им просто не интересно то, что происходит. И это урок не просто в школе.
    Учителю в таком случае просто необходимо учитывать интересы остальных. Надо найти им работу по их интересам! Может я в чем-то и ошибаюсь?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Согласна, Инна! В работу должны быть включены все. Наблюдателей-соглядатаев не должно быть. Организация мыслительной деятельности. Мыследеятельностный подход. Включение в диалог. Даже молчаливое участие в автономном диалоге. По поводу работы в тетрадях: учеников обязательно нужно учить работать с любым текстом (даже в устной форме!), они должны уметь сворачивать и разворачивать этот текст, создавая опорные конспекты, кластеры, пазлы, сравнительные диаграммы, фишбоуны, ментальные карты, интеллект-карты, концептуальные таблицы и т.д. Делать фиксационные записи необходимо! Учим размышлять - это хорошо! Но ещё есть: анализировать, сопоставлять, ранжировать и т.д.

      Удалить
    2. Я совершенно не согласна с тем, что ребенок, который молчит на уроке (тем более - открытом) не участвует в его процессе. Есть дети, которые предпочитают молчать по разным причинам: начиная от типа нервной деятельности (активные - холерики и сангвиники, а флегматики и меланхолики больше созерцатели, они молча воспринимают информацию) - до соматического состояния (что-то болит). Мне приходилось учить различных детей, для которых было мучением высказываться при других людях (особенно при незнакомых, чужих - на открытом-то уроке). Но они во время урока внимательно слушали, воспринимали, "переваривали", и это уже моя была задача найти способ "узнать" их мысли по поводу материала урока. Неправильно сводить урок к тому, чтобы дернуть каждого ребенка, особенно если это дискуссия, где каждый участник должен высказать свою точку зрения. Правда, я непременно такие уроки заканчиваю небольшой письменной работой: либо резюме, либо ответ на хитро поставленный вопрос, который сформулировался в процессе дискуссии. Но я хотела сказать, что всегда была не согласна с замечаниями завучей, которые требуют, чтобы "все дети говорили". Особенно если учесть, что где-то около трети детей сейчас с некоторыми признаками аутизма (а они вообще не склонны к беседам с другими людьми), правильно ли ставить такие требования перед учителем?

      Удалить
    3. Уважаемая коммуникативные уменияИнна,уроки мы проводим для детей, а не для проверяющих!!!И, мне кажется, такие уроки должны быть! Здесь есть высота!!! Урок поучителен с методической стороны, Учащиеся сами определяют цель и жанр урока, отбирают материал для исследования, планируют свою деятельность в группе . Это способствует формированию регулятивных действий.Дети обобщают, классифицируют, выдвигают гипотезы, афишируют результаты исследований в виде схем , кластеров, которые помогают развернуть информацию. Демократический стиль общения, учащиеся умеют слышать и слушать друг друга. Формируются коммуникативные умения! На таком уроке ученик- личность! А время найдётся, было бы обоюдное желание( учителей и учеников)

      Удалить
    4. Уважаемая Инна, согласна с Вами по поводу работы в тетрадях, а вот насчет обсуждения имею другое мнение. Мне кажется, во время групповой работы в обсуждении принимали участие все учащиеся (из собственного опыта) , а общее мнение высказывал один ученик.

      Удалить
  23. Уважаемые коллеги! Здесь вы сможете найти материалы в презентациях и в формате word по внедрению ФГОС! Нормативные акты ФГОС, формирование УДД, формы и виды контроля, технологическая карта урока русского языка, технологическая карта урока литературы, анализ урока - вот только некоторые материалы для ознакомления.
    С материалами можно ознакомиться или скачать на блоге отдела русского языка и литературы http://kabruss.blogspot.com/ (первая информация за 18.06.2015)
    Обратите внимание на технологические карты уроков!

    ОтветитьУдалить
  24. Дмитрий Быков-шоумен, и этим все сказано...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Дмитрий Быков, в первую очередь, гениальный интерпретатор литературного произведения. Я каждый раз "разинув рот" слушаю его толкования: это очень умно, красиво, изысканно, глубоко... - в общем, можно сочинить множество определений. Безусловно, его ученикам повезло, потому что в самом деле его лекции - это моноспектакли. Но это же здорово! Дети видят именно ЖИВУЮ мысль!!! И это будит их собственные. Я от Быкова в восторге! Но, разумеется, его стиль хорош только для него, ибо всякий другой человек не сможет повторить учителя Быкова, т.к. не будет обладать его харизмой, его эрудицией, в конце концов, его манерой разговаривать. Так было всегда. Талантливый учитель - это неповторимый артист, художник. И каждый художник силен в своей манере - и невозможен в заимствованной. Помните, был в 70--е знаменитый ленинградский учитель Ильин? Ведь его стилистика "учения" тоже исходила из его личных неповторимых качеств. Всякий учитель, который пытался перенять его манеру толковать куски текста в связи с окружающей действительностью, превращал великое произведение литературы в жалкую дидактическую картинку к "плохому" или "хорошему" в жизни. Страшно было то, что убивалось искусство. У Ильина же на уроках искусство продолжало жить. Научиться "как Быков" мы не сможем. Но зато можем сами получить удовольствие и пережить "трепет учения", когда смотрим/слушаем его уроки. Надо заметить, что современный учитель литературы таки должен уметь и сам интерпретировать худ.произведение. Но при этом для себя стоит помнить: каждый из нас неповторим, и наши ученики лучше всего учатся, когда видят/ощущают нашу живую мысль. А приемы уже зависят от наших индивидуальных психофизических особенностей. Главное в этом процессе - заставить детей полюбить красоту свободной мысли у писателя и у читателя, настроить ребенка на поиск встречи читателя и писателя (вот тут-то текстоцентризм и читателецентризм сливаются в едином пространстве художественного произведения).

      Удалить
    2. Но зато какой образованный!!! Эрудированный!!!

      Удалить
    3. Людмила Игоревна! А я в восторге от Вашего комментария! Меня тоже повергает в трепет его манера общения и умения "доставать" из глубин текста смыслы. Имплицитное содержание. Но! Не нужно быть Быковым, нужно быть самим собой! Но! Быть мобильным, думающим, развивающимся, читающим, знающим, интересным для своих учеников... Они это оценят!

      Удалить
    4. Вот и я о том же! У каждого из нас свои "фокусы и приемы" - и их можно описать, но невозможно повторить, т.к. каждый раз накладывается человеческая личность. Кстати, когда я это поняла, я перестала заморачиваться тем, что какие-то рекомендованные "метод.приёмы" я не знаю, какие-то не умею, а ккакие-то, мной применяемые, кажется, что "и на голову не налезут". Я теперь делаю то, что в моем конкретном случае приносит результат: дети книги начинают читать и перестают бояться составить самостоятельно текст. Собственно, моя миссия скромная: просветительская (каждый раз удивляюсь, когда мои ученики потом выбирают стезю филолога ))). )

      Удалить
    5. Алла, добрый день! Разрешите не согласиться с Вами. Дмитрий Быков - учитель от Бога. Он учит размышлять, анализировать, сопоставлять...

      Удалить
  25. Доброе утро! Вас приветствует Харцызская общеобразовательная школа №6 приветствует вас!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, коллеги-словесники! Приглашаем обсудить уроки! Ждём ваши комментарии! Учимся быть аналитично-толерантными, формулируем рекомендации, оцениваем: а я могу лучше! уверена, что ДА!

      Удалить
  26. Доброе утро! Макеевская общеобразовательная школа №22,Усикова,Панюкова,Гаврилова

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Доброе утро, коллеги! Ваши впечатления от уроков? Интересно было бы прочитать.

      Удалить
  27. Я за текстоцентризм или за читателецентризм? В идеале, конечно, и первое, и второе!Для развития критической мысли, собственного мнения о данном произведении и о его воспроизведении на экране! Я-учитель старой закалки! У меня на уроке должно звучать слово писателя! И еще! Всегда учителя оценивали не только за собственное умение говорить красиво, а за то, что и как говорят дети! Поэтому я согласна с мнением коллег, что уважаемый писатель Д.Быков -шоумен, а мы значительнее... МЫ-УЧИТЕЛЯ! Наша задача научить читать, говорить, анализировать и использовать эти знания в своей жизни! Мы все делаем правильно, дорогие коллеги! Успехов нам всем!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Успехов нам всем! Спасибо, Людмила Егоровна! Ещё раз приглашаю всех посетить блог ОРЯЛ http://kabruss.blogspot.com/
      Там много полезной информации для организации учебной и самообразовательной деятельности. Создайте свой блог для активного диалога с учениками. Ведь это своеобразный дневник читателя! Вы сможете постить материалы с нашего блога тоже. Удачи!

      Удалить
  28. Без читателецентризма сложно говорить о текстоцентризме! Я- за симбиоз этих понятий!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Тамара Валентиновна! И всё-таки... текст! Ученики должны научиться грамотно читать художественный текст! Научить механизму. Дать инструментарий! А затем можно читать любой текст! И не забывать об эмпатии, умении прочувствовать и сопереживать...

      Удалить
  29. Комсомольская ОШ №1 Старобешевского района.
    Спасибо за видеоуроки ведущих русских учителей языка и литературы!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, коллеги! рады приветствовать вас на дебатах!

      Удалить
  30. А вы смогли бы так? А вы смогли бы лучше?" Так" для меня-творчески , мастерски профессионально!Более40 лет пед.стажа позволяют сказать; смогла бы! Моё пед. кредо;" всё творчески, иначе зачем?" Отрадно,что постоянно хочется покорять новые высоты!

    ОтветитьУдалить
  31. Здравствуйте, уважаемые коллеги! Лариса Васильевна, очень Вам благодарна за огромное количество интересной и полезной информации! Позвольте выразить своё мнение по уроку Валерия Вячеславовича Пазынина. Да, это замечательный урок-исследование: ученики самостоятельно ставят цели, практически самостоятельно проводят анализ языкового материала. Количество отведенных для русского языка часов по новой программе позволяет использовать такую форму работы.Но, насколько я поняла, исследование заняло 2 урока, все выводы были сделаны уже на втором. А как же первый урок? Не надо ли сделать хотя бы промежуточные выводы, подведение итогов данного урока?

    ОтветитьУдалить
  32. Спасибо за познавательную информацию. ДОШ№132

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Всегда готовы поделиться. И Вам спасибо за участие в полилоге! См. материалы блога.

      Удалить
  33. Тамара Валентиновна! Приглашаю Вас и всех учителей русского языка и литературы принимать участие в разнообразных конкурсах уроков! Сегодня размещу положение конкурсе, который будет проводиться в ноябре в России. Уверена, что наши словесники войдут в победители!

    ОтветитьУдалить
  34. Добрый день ,Лариса Васильевна! Согласна! НО дать инструментарий,научить механизму можно только читающего ребёнка!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Вот для этого и нужна мотивация! Обратите внимание на материалы блога ОРЯЛ. Буккроссинги, буктрейлеры, памятники книгам, литературным героям, писателям! Книжные инсталляции! Уличные библиотеки! Проекты "Читайте книги"! Социальная реклама...
      Перепробовать десять методов и не держаться ни одного неукоснительно – вот единственный возможный путь живого преподавания. Вечно изобретать, пробовать, совершенствоваться – вот единственный курс учительской жизни.
      М.А. Рыбникова
      Любовь к чтению, начитанность, умение точно и доказательно выражать свои мысли, грамотно и литературно писать всегда оценивались как необходимые составляющие образованности в широком смысле. Современная школа продолжает ставить перед собой те же задачи.

      Удалить
    2. Коллеги! В качестве главного предмета литературы как школьной дисциплины рассматривается отдельное литературное произведение, на которое направлена творческая и познавательная деятельность читателя. Соответственно целью обучения признается познание «языка» художественной литературы как особого вида искусства. Предполагается, что система такого обучения естественным образом формирует в сознании читателя эстетические («переживательные», эмоционально-ценностные) и познавательные (образно-понятийные, смысловые) установки для постижения сущности предмета, а не подготавливает почву для использования литературы в качестве средства, обеспечивающего учителю решение всевозможных «воспитательных» задач (религиозных, политических, экологических и пр.).
      Акцент сделан на преемственности деятельности читателей – и самого педагога, и его учеников. Только при наличии такой преемственности в реальной гуманитарно-педагогической практике возможно образование полноценного читательского бытия, а внутри него формирование культурного читателя.

      Удалить
  35. Валерий Вячеславович, безусловно, имеет огромный багаж знаний, что позволяет ему (на первый взгляд) легко решать образовательные задачи. Его методика позволяет проводить уроки, которые соответствуют самым высоким современным требованиям. Дети, самостоятельно составляющие правила на уроке - исследовании, легко выстраивающие причинно-следственные связи для доказательства своей гипотезы, уверена, способны к самореализации. Творчество Валерия Вячеславовича вдохновляет.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Поддерживаю Вашу точку зрения! Научить детей думать самостоятельно. Заниматься не репрезентацией знаний, а учить продуцировать свой опыт, высказывать свои мысли, создавать свои тексты и т.д.
      Я думаю, что начинающим учителям следует "насмотреться" и "наслушаться" таких педагогов, чтобы выстроить свою собственную манеру ведения урока, концепцию преподавания, определить собственный педагогический почерк.

      Удалить
  36. Ленская Ирина Николаевна Зеленовская ОШ.

    Текстоцентризм важен до момента осознания учителем: текст прочитан. С этого мгновения начинается профессионализм словесника: в центр текста и жизни в этом читательском доме, городе, мегаполисе селить ученика: дать ключи к пониманию, смыслом включить навигатор вместе с учеником. Я обожаю этот момент: Я им больше не нужна! Они спорят, ищут, негодуют и ликуют, открывают мир и себя. С этой минуты я учусь у них. Обожаю литературу! Нет ничего прекраснее, чем урок литературы!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Юлия, Ваши слова - просто бальзам на душу! Особенно последний тезис! Спасибо Вам за любовь к уроку литературы!
      Учителю необходимо акцентировать внимание на тех видах деятельности, которые позволят учащимся не только чему-либо обучиться, но и стать активными участниками учебного процесса, вступить в многочисленные микро и макродиалоги с текстом, писателем, другими читателями и т. д.; активно использовать учебник как реализатор читателецентричной парадигмы изучения литературы в школе, в котором художественное произведение презентуется как интертекст с его многочисленными межпредметными и межлитературными взаимосвязями, расширяющими культурологический контекст его изучения и позволяющими учащимся чувствовать себя в центре настоящего полилога (между художественными текстами, другими произведениями искусства, историческими эпохами, авторами и читателями и т. д.). Таким образом, процесс изучения литературы направляется в русло широкого культурологического контекста, учитывающего, что литературный текст отображает признаки определенной культурной эпохи, ее философские концепции. А это, в свою очередь, существенно расширяет читательское восприятие, способствует лучшему осмыслению детьми фундаментальных ценностей культуры, развивает понимание художественного своеобразия произведения. Литературное образование не заканчивается в школе, оно рассчитано на всю жизнь, задача словесника – не отлучить школьника от книги, а сформировать в нем потребность к чтению как жизненной необходимости.

      Удалить
  37. Блестящий лектор, Дмитрий Быков, всегда имеет свою точку зрения и восхищает умением достойно и убедительно отстоять ее. Его уроки - Праздник! Он всегда не ментор, но Учитель. Полагаю, что текстоцентризм и читателецентризм не исключают друг друга. Спасибо за возможность познакомиться с работай личностей.

    ОтветитьУдалить
  38. Ленская Ирина Николаевна Зеленовская ОШ.

    Открытый урок в первую очередь даётся для школьников. Здесь учитель обязан создать ситуацию успеха для каждого. Открытый урок - в наивысшем смысле организованный урок, на котором рельефно очерчены: проблема, цель, задачи, продуманно выбран исследовательский материал. Обязателен коэффициент соревновательности, высочайшей - мотивация ответов, реализирующих накопленные знания и опыт учащихся. И главное правило: каждый ответ - микроораторская речь.

    ОтветитьУдалить
  39. Ленская Ирина Николаевна Зеленовская ОШ.

    Открытый урок в первую очередь даётся для школьников. Здесь учитель обязан создать ситуацию успеха для каждого. Открытый урок - в наивысшем смысле организованный урок, на котором рельефно очерчены: проблема, цель, задачи, продуманно выбран исследовательский материал. Обязателен коэффициент соревновательности, высочайшей - мотивация ответов, реализирующих накопленные знания и опыт учащихся. И главное правило: каждый ответ - микроораторская речь.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, Юлия! Учим не только писать, но и говорить правильно! Ораторика - хорошее дело! Знать законы построения успешного публичного выступления - это важно и нужно для самодостаточной личности!

      Удалить
  40. Ленская Ирина Николаевна Зеленовская ОШ.

    Текстоцентризм важен до момента осознания учителем: текст прочитан. С этого мгновения начинается профессионализм словесника: в центр текста и жизни в этом читательском доме, городе, мегаполисе селить ученика: дать ключи к пониманию, смыслом включить навигатор вместе с учеником. Я обожаю этот момент: Я им больше не нужна! Они спорят, ищут, негодуют и ликуют, открывают мир и себя. С этой минуты я учусь у них. Обожаю литературу! Нет ничего прекраснее, чем урок литературы!

    ОтветитьУдалить
  41. Мне, начинающему учителю, есть чему поучиться у Пазынина Валерия Вячеславовича. Понравилось все. Особенно, дискуссия на лингвистическую тему. Спасибо за предоставленную возможность.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Валентина! Нам всем есть чему поучиться. Анализ - это всегда полезно!

      Удалить
  42. Добрый день, коллеги! МО учителей русского языка Енакиевской ОШ № 8 присоединяется к работе.
    Просмотрев уроки, мы убедились,что они личностно-ориентированные.
    Урок-исследование по русскому языку понравился непринужденностью работы учителя с учениками.На этапе мобилизации учитель включает учащихся в активную деятельность , и с помощью учителя дети сами выбирают форму проведения урока.Пазынин В.В. использует на уроке метод сотрудничества, побуждает учащихся к саморазвитию через форму урока.На уроке обучающиеся сами предлагали слова для исследования , а учитель поддерживал самые правильные версии, добавляя при этом свои примеры.Педагог использовал групповые формы работы, корректно направляя деятельность каждой группы, но и поддерживая независимость учеников и уверенность в себе.Второй урок по этой теме учитель предпочел провести в виде нестандартного урока, конференции.Целесообразность выбора этого урока педагог объяснил детям в начале урока. Были созданы условия для активной учебно-познавательной деятельности учащихся, так как учащиеся смогли в разнообразной форме представить результаты своих исследований, используя ИКТ, схемы.Нам понравился такой элемент урока, как дискуссия.На этом этапе учитель подводит итог , а ученики сравнивают, анализируют работу каждой группы, обсуждают наиболее удачные проекты.Таким образом, обучающиеся на основе этой учебной деятельности получают новые знания, учатся вести дискуссию на лингвистическую тему. Домашнее задание учитель дает разноуровневое.По нашему мнению, уровень привлечения каждого ученика в работу класса был недостаточным, однако учитель помогал детям, не успевающим работать в темпе урока.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, енакиевские коллеги! Спасибо за такой подробный анализ! Правда, это всегда учёба? Хорошо, когда можно себе сказать: "А у меня это получается лучше!"

      Удалить
    2. Лариса Васильевна, спасибо за ответ.Мы согласны с вами, что учитель перестает быть учителем тогда, когда перестает учиться сам.

      Удалить
  43. Я за текстоцентризм или за читателецентризм. Мои аргументы.
    Я за художественное произведение. А оно может состояться только тогда, когда читатель (с его читателецентризмом - т.е. с набором "своих проклятых вопросов" к художественному произведению) встретится с писателем (с его текстоцентризмом, ибо он в свое произведение, в его ТЕКСТ вложил "свои проклятые вопросы", причем, вовсе не обязательно нашел на них ответы). И тут важно, чтобы читатель "услышал" писателя. А как это происходит? И при каких условиях? В конце концов, мы должны воспитать "опытного читателя", который был бы готов к встрече с писателем на страницах его книги. Одна из главных ошибок, которую совершают "неопытные читатели", т.наз "читатели наивные": они ищут в произведении себя, ответы на свои вопросы, подтверждение своему пониманию жизни. Из-за этого произведение упрощается, сводится к дидактической картинке жизни и воспринимается как "плохая" илди "хорошая" в зависимости от жизненного опыта и жизненных представлений читающего (совпадает - "хорошая", не совпадает - нет). Не всегда хорошо, когда ребенок уверенно заявляет "А я думаю, что писатель неправ". Очень часто оказывается, что ученик при поверхностном прочтении вообще не разобрался, о чем же написана книга. Просто он не нашел иллюстрации к знакомым ему моделям жизни.
    Всегда вспоминаю покойного профессора ММ,Гиршмана, который говорил, что слушатель, который пришел на концерт произведений Моцарта и готов воспринимать музыку в парадигме "Я" или "Я и Моцарт (в этой жизни)" Моцарта не услышит. Если для него парадигма будет обозначена "Моцарт и Я", он приблизится к великой музыке, но еще не сможет ею проникнуться. И только когда в этой парадигме на вершине останется только "Моцарт" - для слушателя зазвучит подлинно великая и божественная музыка. Этому надо учиться.
    Чтобы пройти ступеньки читательского роста от "Я" - до "Моцарт", необходимо учиться читать текст так, чтобы услышать радость и страдание писателя, которые заставили его написать данное произведение, услышать его голос, его размышления о нашем мире, о человеке, о жизни. И в этом смысле, конечно же, выходит на первый план "текстоцентризм": читать между строк можно лишь тогда, когда понимаешь огромную важность и ценность текста. И этому мы учимся на уроках.
    Но... именно читателецентризм - будоражащие душу вопросы о совершенстве-несовершенстве мира, человеке, жизни, её ценностях - заставляет читателя брать в руки книгу. Иначе бы не было необходимости читать. Стало быть, важная составляющая читателецентризм. Вот только необходимо на уроках корректировать это. Не умиляться всякому бездумному "По моему мнению...", а учить детей формировать сумму вопросов, предъявляемых к бытию (а ведь именно к нему читатель и предъявляет своё недоумение) не на уровне базарного быта, а на уровне философского осмысления жизни. А дальше - уметь слышать писателя, искать в нем единомышленника или оппонента - но исходя не от посыла "Мое бытовое мнение", а от позиции: "А что имел в виду питсатель?"
    Вот и выходит, что работая с текстом, мы одновременно работаем и с читателем. И на страницах текста "читателецентризм" и "текстоцентризм" растворяются в едином поиске ответов на поставленные "проклятые вопросы". И так осуществляется художественное произведение, и только так возможна его жизнь.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, да, да! Рефлексия! Отражение знания, чувств, идей. концептов и т.д.

      Удалить
  44. Лекция Дмитрия Быкова интересна своим читательским нетрадиционным взглядом на роман. Да, такой учитель способен увлечь читать. Кто-то может согласиться, а кто-то полностью не примет взгляды преподавателя. Но это будет потом, после прочтения. А во время лекции? Не все ребята понимают, о чем идет речь - прочитали только единицы. Так разбрасываться временем может только преподаватель ВУЗа.
    В школе очень серьезное ограничение рамками урока. На лекции есть только виртуоз учитель. Дети играют весьма незавидную роль. Здесь я не увидела методов и приемов того, чтобы дети сами добывали информацию.
    В самом начале преподаватель задал вопрос о количестве прочитавших. Их оказалось очень мало. Говорить о высоких материях, не зная текста...
    На мой взгляд, этот открытый урок говорит только о личности преподавателя-эрудита. Он может говорить о любом произведении, он начитан, имеет свою точку зрения. Она всегда весьма оригинальна. Меня эти лекции затронули, захотелось посмотреть еще, по другим темам. Но я не уверена, что дети захотят разговаривать о том, что они не знают, не имеют даже представления.
    Лично для меня открытие в свободе учительской мысли, не привязанности к программе. Я даже, по-хорошему, ему завидую!

    ОтветитьУдалить
  45. Лекции и уроки Дмитрия Быкова всегда интересны. Не могу не согласиться с тем, что он шоумен, но поучиться у него могу многому.

    ОтветитьУдалить
  46. Этот комментарий был удален автором.

    ОтветитьУдалить
  47. Алла, добрый день! Разрешите не согласиться с Вами.Дмитрий Быков - учитель от Бога. Учит размышлять, анализировать,сопоставлять...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Алла! Спасибо!!! Я например, "снимаю шляпу"! На таком уроке и у такого учителя нельзя быть просто читателем! Равнодушным! Нечитающим! Молчаливым! Пустым! Это подарок! Это фейерверк! Это мотиватор! Хочется вернуться домой, найти укромный уголок, взять в руки книгу и... читать, читать, читать...

      Удалить
  48. Уважаемые коллеги! Современный образовательный контент отличает пристальный интерес к смыслам и проблемам новой литературно-образовательной парадигмы, отражающей ситуацию современного «интеркультурного глобализма», в которой оказываются современный читатель-школьник и читатель-педагог. Происходит смена авторитарной модели «воспитание литературой».
    Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики.
    Необходимо научить учеников вдумчивому чтению, пониманию авторского замысла, идейно-художественного содержания произведения.

    ОтветитьУдалить
  49. Мне кажется, что задача учителя не в том, чтобы показать, какой я знающий! Его задача научить ЭТО показывать своих учеников. Тогда это полная победа учителя!

    ОтветитьУдалить
  50. Да, Инна! Я за полную победу учителя! За гармонию между учителем и учениками! Научить презентовать себя, свои мысли, посылать свой месседж, выстраивать свою траекторию общения с художественным текстом - это именно то, что делает УЧИТЕЛЬ!

    ОтветитьУдалить
  51. Вас приветствуют коллеги из Республиканского военного лицея. С интересом ознакомились с видеоуроками Позынина и Быкова, с комментариями других коллег.. Мы твердо убеждены в том, что открытый урок, как и любой другой, должен быть для ученика, а не для администрации. Современный урок предполагает активное сотрудничество всех участников образовательного процесса, а не пассивное созерцание происходящего в классе. Поэтому учителю необходимо использовать такие формы работы, при которых будут максимально задействованы все учащиеся. Инновационно построен урок Позынина, на котором ученики с помощью исследования изучали материал, дискутировали, анализировали... Но, к сожалению, некоторые учащиеся были недостаточно активными, учитывая, что эти формы работы для класса не новые. Открытый урок Быкова представляет собой скорее лекцию - познавательную, содержательную, метапредметную - с элементами компаративного анализа. Однако в этом процессе ученикам отводилась роль только слушателя, а не участника. Урок должен быть творческим поиском учителя в интересах учащихся.

    ОтветитьУдалить
  52. Поэтому труд учителя может быть незаметен (вначале). Но когда ребенок проявляет себя знающим, думающим, анализирующим и умеющим человеком - для меня это верх похвалы и признания.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Конечно, результат будет не сразу, но он будет, если мы очень постараемся! А мы постараемся! Для школьников начального уровня учебных достижений важен ещё и сам процесс!!!

      Удалить
  53. Уважаемые коллеги-словесники! Спасибо за такое неравнодушное участие в дебатах! Благодарю за активное обсуждение уроков! Уверена, что ваши уроки будут мыслетворческими и деятельностными, инновационными и классическими, креативными и отвечающими вызовам нового образовательного контента! Пусть у вас всё получится! Каждый ученик найдёт СВОЕГО учителя, а учитель найдёт СВОЕГО ученика!

    ОтветитьУдалить
  54. МО учителей русского языка Енакиевской ОШ №8, Калугина А.И., Смирнова Л.С. Мишина А. В., продолжает участие в дебатах. Хочется теперь присоединиться к разговору об уроке литературы. Прежде всего нас поразило оборудование кабинета. Понравилась творческая атмосфера урока, непринужденность в поведении учащихся и в их общении с учителем. Урок, конечно, насыщенный и многогранный, основанный на исторических и литературных параллелях. Говоря об авторстве "Тихого Дона", педагог опирается на знания учащихся по мировой литературе. Видно, что дети хорошо владеют материалом эпохи Возрождения, хорошо знают творчество и биографию Шекспира. При изучении шолоховского "Тихого Дона" Дмитрий Быков проводит аналогии с романом Маргарет Митчелл "Унесенные ветром". Автор урока прежде всего обращает внимание на нравственное воспитание обучающихся, постоянно подводя их к мысли о том, что при любых жизненных невзгодах нужно сохранять свою идентичность, язык, культуру. Анализируя образ Григория Мелехова, педагог опирается на произведения русской литературы 19 и 20 веков. Нам понравилось то, что, проводя литературные параллели, Д.Быков приводит детей к мысли об одиночестве главного героя. Интересным было сравнение двух эпопей - "Войны и мира" и "Тихого Дона". Талант учителя бесспорный. Урок был ярким, учитель и ученики сотрудничали, Дмитрий Быков обладает незаурядными знаниями и способностью увлечь своим предметом. Наше мнение - это урок для детей. Разбирая его по частям, администрация нашла бы недочеты в самой структуре урока.
    На примере этих двух уроков мы смогли увидеть, каким должен быть современный урок, в связи с внедрением и реализацией ФГОС в основной школе.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, коллеги, за сравнительный анализ и оценку мероприятия. Рады общаться с единомышленниками! Чувствуется профессионализм!
      Хорошего Вам отдыха, продуктивной подготовки к новому учебному году!

      Удалить
  55. Этот комментарий был удален автором.

    ОтветитьУдалить
  56. Здравствуйте, коллеги! Открытый урок, безусловно, долхен проводиться для ученика, как и все уроки в школе

    ОтветитьУдалить
  57. Вас приветствуют учителя Благодатновской ОШ Амвросиевского района. С интересом ознакомились с уроками Позынина В.В и Д.Быкова. Много почерпнули полезного. Лекция Быкова настолько интересна и захватывающа, что даже если кто не читал произведение, с интересом его прочитает. Темы сочинений заставляют размышлять, сопоставлять, анализировать, а не бездумно копировать с Интернетресурсов, чем часто злоупотребляют наши ученики.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Благодарю вас, коллеги, за продуктивный диалог! Ссылки на уроки Быкова есть на блоге!

      Удалить
  58. Учителя русского языка ОШ №2 г. Кировское в восторге от цикла уроков по литературе. Лариса Васильевна, огромное Вам спасибо!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Дорогие наши коллеги! очень рада тому, что вы с нами! Какое счастье, что есть Интернет! Всего вам самого наилучшего!

      Удалить
  59. Вас приветствуют учителя Благодатновской ОШ Амвросиевского района. С интересом ознакомились с уроками Позынина В.В и Д.Быкова. Много почерпнули полезного. Лекция Быкова настолько интересна и захватывающа, что даже если кто не читал произведение, с интересом его прочитает. Темы сочинений заставляют размышлять, сопоставлять, анализировать, а не бездумно копировать с Интернетресурсов, чем часто злоупотребляют наши ученики.

    ОтветитьУдалить
  60. Добрый день, коллеги! Спасибо за предоставленные уроки, в ходе которых четко прослеживалось выполнение поставленных в начале урока учителем задач. Многое для себя можно извлечь и использовать в своей работе.

    ОтветитьУдалить
  61. Спасибо и Вам, Лариса Васильевна, за организацию дебатов и за исчерпывающие ответы.

    ОтветитьУдалить
  62. А что касается аспектов современного компетентностно-ориентированного урока, то необходимо отметить, что целью обучения должен стать не сам процесс, а достижение учащимися определенного результата. В процедуру оценки включается рефлексия, сбор портфеля доказательств, наблюдение за деятельностью учащихся. Акцент делается на обучение через практику, продуктивную работу учащихся в группах, выстраивание индивидуальных учебных траекторий, использование межпредметных связей, развитие самостоятельности учащихся и личной ответственности за принятие решений.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Продолжаю тезис: Современный урок – это урок, соответствующий времени. Под временем я понимаю состояние общества, государства, мира, науки, всех сфер бытия, окружающих человека. А также состояние самого человека, прежде всего, главных героев урока – ученика и учителя. А на уроке литературы ещё и художественного произведения!

      Удалить
  63. Мне очень понравился урок Пазынина В.В. Атмосфера поиска, творчества, углубления в проблему - вот то главное, что на нем произошло. Эти дети вырастут и сумеют всегда осмысленно относиться ко всему в жизни, они сумеют распознавать проблемы там, где они будут возникать, они сумеют проанализировать вводные, потом составить алгоритм решения. Это так важно! И неправда, что дети не все работали: не все высказывались - да. Но все были погружены в процесс поиска, это было видно по блестящим заинтересованным глазам. Кроме того, они работали на прошлом уроке и дома, а выводы поручили одному участнику группы. Главное, что ВСЕ погрузились в пространство исследования и вынесли впечатление о том, "как рождается познание".

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Разделяю Вашу точку зрения! Современный учитель – это человек нового информационного общества, владеющий новыми формами коммуникации, но это также человек, призванный к общению с учениками, который сам должен быть для учащихся образцом нравственной и словесной культуры.

      Удалить
  64. Спасибо, Лариса Васильевна, за интересное мероприятие. Не так часто приходится пообщаться с единомышленниками да еще и на животрепещущие темы. Было и полезно и доставило удовольствие!

    ОтветитьУдалить
  65. Спасибо, Людмила Игоревна! Благодарю вас, коллеги! Очень волновалась. Думала, что не получится диалога. Мало будет участников! Оказалось 107 комментариев! Будем учиться вместе!

    ОтветитьУдалить
  66. 1. Урок русского языка 8 класс.
    Большое спасибо за урок. Урок - исследование с элементами дискуссии очень интересен для учеников. Форма проведения урока основывается на самостоятельности учащихся. Т.е. учитель использует коммуникативно – деятельностный подход. Преподаватель деликатно подводит детей к раскрытию темы. Акцентирует внимание учеников на тесную связь между изученным ранее разделом языкознания «Морфология» и изучаемым разделом «Синтаксис». Учитель умело соединил фронтальную работу класса с работой в группах. Задавая домашнее задание, использовал личностно – ориентированнный подход к ученикам (разноуровневое д. з.). Во время дискуссии видно, что была проведена активная работа над коммуникативными умениями и навыками школьников.

    ОтветитьУдалить
  67. 2. Литература: «Унесённые Доном».
    Урок носил лекционный характер. Манера подачи материала заинтересовала не только школьников, но и нас, слушателей. Информация, предлагаемая учителем, вовлекает учеников в поисковую деятельность, в творческую работу, позволяет школьникам показать свою компетентность, широту литературного мышления и владение дополнительной информацией.
    Желаю Дмитрию Быкову, чтобы уроки носили более диалогический и дискуссионный характер.

    ОтветитьУдалить
  68. 1. Урок русского языка 8 класс.
    Благодарю Вас за предложенный урок русского языка. Валерий Вячеславович продемонстрировал фрагменты рабочих уроков, в которых прослеживается систематичность. Особенностью является то, что урок прерывается, тем самым, создаётся интрига новизны и ожидаемого результата. Отмечу, что экономия времени урока осуществляется за счёт графически записанных словосочетаний. Дебаты, дискуссии и работа в паре даёт возможность преподавателю развивать коммуникативную компетентность. Понравилось то, что ошибки детей не критикуются учителем, а корректно исправляются. На уроке прослеживался элемент взаимообучения. Рефлексия проводилась в форме диалога: ученик – ученик. Речь учащихся грамотная, что свидетельствует о сформированности языковой и культуроведческой компетентности.

    ОтветитьУдалить
  69. 2. Литература: «Унесённые Доном».
    Урок – лекция заинтересовала учащихся, что свидетельствует об их активности на уроке. Содержание урока включало в себя следующие аспекты: оценка действий героев произведения, сравнение с другими произведениями, что помогло учащимся раскрыть проблему написания данного произведения. Урок просмотрела на одном дыхании. Он вдохновил меня ещё раз прочесть это произведение.

    ОтветитьУдалить
  70. Спасибо, коллеги, за комментарии и содержательный анализ! Благодарим вас Анна и Людмила! Спасибо, Докучаевск! За вдохновение!!!
    Будет МИР - будут УРОКИ! МАСТЕРА! КОНКУРСЫ! ПОБЕДЫ!

    ОтветитьУдалить
  71. Если ты хочешь судьбу переспорить,
    Если ты ищешь отрады цветник,
    Если нуждаешься в твердой опоре, -
    Выучи русский язык!
    Он твой наставник великий, могучий,
    Он переводчик, он проводник.
    Если штурмуешь познания кручи –
    Выучи русский язык!
    Горького зоркость, бескрайность Толстого,
    Пушкинской лирики чистый родник
    Блещут зеркальностью русского слова.
    Выучи русский язык!
    (С. Абдулла)

    ОтветитьУдалить
  72. Учителя только открывают двери, дальше Вы идете сами
    (китайская мудрость)

    ОтветитьУдалить