Консультационный центр

Перечень тем и вопросов 
  1. Модель новой программы по русскому языку. 
  2. Модель новой программы по литературе. 
  3. Краеведческий компонент новых программ по литературе. 
  4. Контрольно-оценочная деятельность на уроках русского языка и литературы. 
  5. Технология подготовки учащихся к ГИА, ОГЭ и ЕГЭ. 
  6. Организация внеклассного, летнего, семейного чтения. 
  7. Новая программа развития речи учащихся средствами уроков русского языка и литературы.


Комментарии модерируется. Комментарии публикуются с некоторой задержкой по времени.

51 комментарий:

  1. 3. Краеведческий компонент новых программ по литературе и курса "Литературное краеведение".
    • «Литература родного края» предполагает изучение литературной жизни исторически слоившегося региона, чтение художественной литературы об этом крае и его людях, пристальное вглядывание, а порой и детальное изучение жизни и творчества писателей, которые родились на донецкой земле, здесь формировались как личности, черпали силы и вдохновение для своего творчества, создали шедевры искусства, и тех писателей, которые посещали наш край и оставили о нем литературное наследие. Цель уроков изучения литературы родного края – осмысление учащимися глубинной сути наследия мыслителей родного края, космоса духа земляков, реалий действительности, восприятие и признание литературно-художественного наследия, воспитание чувства гордости и патриотизма.

    Список рекомендуемой литературы для чтения летом по литературному краеведению

    Белый дождь: Стихи. – Донецк: Донбасс, 1979. – 99 с.
    Горицвет: Стихи. – Донецк: Донбасс, 1984. – 83 с.
    Зажженная свеча: Стихи. – Донецк: Донбасс, 2001. – 329 с.
    Залесье: Стихи. – М.: Сов. писатель, 1986. – 118 с.
    Затерянный клад: Избранное. – К.: Дніпро, 1989. – 124 с.
    На лесной тропе: Лирика. – Донецк: Донбасс, 1967. – 74 с.
    Не только о себе: Стихи. – Донецк: Донбасс, 1976. – 84 с.
    Петушок: Стихи. – Донецк: Каштан, 2005. – 39 с.
    Раздели со мною путь: Стихи. – Донецк: Донбасс, 1991. – 191 с.
    Базилюк А. "Я русская, глаза мои зеленые…" / А. Базилюк // Славян.новости. – 2001. – 15 ноября.
    Барышенко В. Три страсти Елены Лаврентьевой / В. Барышенко // Донец.кряж. – 1997. – 17 сент.
    Белаш Б. Поэзия должна быть делом чести / Б. Белаш // Город. – 2001. – 4 дек.
    Гордасевич Г. Голос жіночої ліри / Г. Гордасевич // Рад. Донеччина. – 1987. – 13 верес.
    Гордасевич Г. Лесные мелодии / Г. Гордасевич // Лит. Украина. – 1968. – 24 марта.
    Демодов В. "Донбассом живу…" / В. Демодов // Правда Украины. – 1976. – 8 дек.
    Заготова С. Тихое слово ясно, да поможет оно! / С. Заготова // Донбасс. – 1997. – 16 сент.
    Калиниченко В. А тайна может быть и между строк / В. Калиниченко // Жизнь. – 1984. – 2 февр.
    Кравченко А. "Зажженная свеча" / А. Кравченко // Веч. Донецк. – 2001. – 23 окт.
    Ольшанская И. Не объявляйте прошлому войну / И. Ольшанская // Акцент. – 2003. – 13 мая.
    Орач О. Возьмите себе красоту / О. Орач // Комс. Донбасса. – 1968. – 26 апр.
    Открытие страны огня. Русские писатели о Донбассе .- Донецк,1978 «Донбасс».
    Подов В.И. Легенды и были Донбасса.- Луганск,1998.
    3.Страна огня. Произведения советских писателей о Донбассе. – Донецк,1979 «Донбас».
    1. Открытие страны огня. Русские писатели о Донбассе .- Донецк,1978 «Донбас».
    Подов В.И. Легенды и были Донбасса.- Луганск,1998.
    Страна огня. Произведения советских писателей о Донбассе. – Донецк,1979 «Донбасс».

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Литература для самообразования:
      1. Современная библиотека Донбасса /Проза, поэзия – XXI в./.- Донецк, 2013
      2. Донеччино моя! /Антологія творів майстрів художньго слова Донбассу/.- Донецьк, 2007
      3. Современная литература родного края.-Донецк, 2000
      4. Донеччинознавство/початкова, основна, старша школа/.- Донецьк, 2010
      5. Костыря И. Думы о Донбассе.- Донецк, 2007
      6. Степкин В., Третьяков С.-История Донбасса в лицах.-Донецк, 2012
      7. Ясенов Е. Прогулки по Донецку 2.- Донецк, 2010
      8. Гетманец М.Ф. Тайна реки Каялы: «Слово о полку Игореве».- Харьков, 1982

      Удалить
  2. Литература родного края
    Произведения, которые могут изучаться в этом разделе
    (при желании учитель их может заменить)
    Содержание учебного материала

    5 класс
    Устное народное творчество
    Устное народное творчество Донбасса. Пословицы, поговорки, загадки о Донбассе. Донбасс и календарные обряды и традиции.
    Г.И. Успенский – автор первых публикаций шахтерского фольклора. А. Ионов – собиратель донецкого фольклора. «Добрые дела не исчезают». Петр Тимофеев – энтузиаст собирания донецкого фольклора.
    Литературные сказки
    Иван Костыря «Сказка о солнечных братьях».
    Сказочные мотивы в творчестве Иосифа Курлата (сб. «Мы с вами с усами», «Беспокойный сосед» и др).
    В.М. Гаршин – уроженец Бахмутского уезда. «Сказка о жабе и розе», «Красный цветок».
    Л.И. Кирьяков. Сказка «Кальмиус и верба».
    Вера Елизарова. Сказки.
    Л.М.Жарикова «Как лиса уголь нашла». Фантастика как способ отражения особых, чудесных свойств угля. Прославление человеческого труда.
    Государственные требования к уровню общеобразовательной подготовки учащихся

    - Называет малые формы устного народного творчества;
    - объясняет понятие «фольклор»; приводит примеры загадок, пословиц, поговорок о Донбассе; различает пословицы и поговорки;
    - создает устное связное высказывание с опорой на изучаемый материал;
    - рассказывает о собирателях фольклора Донецкого края;
    -выразительно читает сказки с соблюдением правильной интонации;
    -знает содержание изученных сказок;
    - пересказывает их;
    -составляет характеристику сказочных героев по их поступкам и поведению;
    -объясняет различия между стихотворной и прозаической речью;
    - отличает литературную сказку от народной.

    ОтветитьУдалить
  3. Полный список авторов, произведений и требований к учебным достижениям учащихся можно будет найти на блоге ОРЯЛ

    ОтветитьУдалить
  4. 1. Модель новой программы по русскому языку.
    2. Модель новой программы по литературе.
    Презентация программ прошла во время вебинара 16 июня (см. календарь Летней школы и видеозапись вебинара). Тексты-анонсы выложены во время Е-практикума 17 июня (см. календарь). Полные версии программ будут выложены на сайтах и блогах для общественного обсуждения.

    ОтветитьУдалить
  5. Ув. коллеги! Прошу вас писать не только ФИО, но и место работы (только город или район) для определения географии данного мероприятия. Спасибо.

    ОтветитьУдалить
  6. 5. Технология подготовки учащихся к ГИА, ОГЭ и ЕГЭ.
    Материалы (в том числе и тренировочные) выложены на блоге ОРЯЛ. Здесь же вы можете найти задания для ЕГЭ по русскому языку и литературе 2014 г.

    ОтветитьУдалить
  7. Большое спасибо за данную информацию. Богодух Анна Михайловна, г. Докучаевск

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо большое, Анна! Теперь буду знать, что вы из Докучаевска. Вчера делала отчёт по городам и районам. Извините, не указала. Сегодня Вы первая вышли на платформу! Удачного дня Вам!

      Удалить
  8. Я тщательно изучила предложенный Вами материал. Это очень поможет каждому учителю в дальнейшей работе. С уважением Анищенко Людмила Николаевна, город Докучаевск.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Людмила! Спасибо, Докучаевск! Вы - самые активные участники нашей Летней школы!

      Удалить
  9. Здравствуйте. Лариса Васильевна, как будет обстоять дело с обучением детей специальных школ? Мы будем идти в полном соответствии с общеобразовательной программой или будут какие-то тонкости, рекомендации? Спасибо.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Уважаемая Марина! Спасибо за вопрос. По этой проблеме лучше обратиться в центр социализации воспитания и дополнительного образования школьников к Уманец Галине Мироновне или Кобзарь Оксане Викторовне. Они дадут Вам компетентный ответ.

      Удалить
  10. Спасибо, Лариса Васильевна, за предоставленную информацию. Будет чем заниматься летом. Хочу поблагодарить коллег за интересные суждения, мысли, предложения, с которыми можно было познакомиться во время этих летних студий.
    МО учителей русского языка и литературы Енакиевской ОШ № 8.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Благодарю Вас Анна, спасибо, уважаемые коллеги-словесники!
      Ещё одно: в августе будет размещён пакет документов по работе по новым программам в 2015-2016 уч. году. Что и в каком классе переносить, менять, корректировать и т.д. Этот год будет переходным. Будет тяжело, но мы справимся! Я уверена.

      Удалить
  11. Доброе утро, все участники консультационного центра! С вами Макеевская общеобразовательная школа I-III ступеней № 8. Я, Мельник Инна Витальевна,хочу пожелать составителям программы по русскому языку, чтобы в 10 и 11 классах было больше времени уделено повторению непосредственно правил (для подготовки к ЕГЭ). В этом году стилистика и риторика забрали столько времени... Эти темы очень нужны для молодежи, НО на ЕГЭ требуются знания правил и понимание их применения. Детям некогда повторять. Можно, конечно, повторять и говорить одновременно, но лучше бы это было бы запланировано программой.
    Большое спасибо, Лариса,Васильевна, за нужный и интересный материал. Очень много полезной информации!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Учителя Амвросиевской ОШ №6 полностью с Вами согласны. Спасибо за ваше пожелание. Успехов Вам в работе.

      Удалить
    2. Коллеги из Республиканского военного лицея вас в этом вопросе полностью поддерживают. В нашем заведении русский язык как предмет появился только в этом учебном году (лицей был с украинским языком обучения). Хотелось бы, чтоб в программе для 10-11 классов появилось больше времени для повторения правил орфографии, морфологии и синтаксиса.А еще отсутствие каких-либо учебников по предмету осложняет подготовку к ЕГЭ.

      Удалить
    3. Хороший вопрос, Инна! Спасибо большое! Всё понимаю: ЕГЭ! Но программа 11 класса - это стилистика. написать о том, чтобы поменяли в этом году программу 10 и 11 класса мы можем только в рекомендациях к работе по новым программам, которые будут в августе. Есть волшебное слово - ВАРИАТИВНОСТЬ. Учитель сам корректирует сетку часов. Она примерная. Учебники обещают напечатать здесь, на месте. Но выбора не будет. Он будет только один.

      Удалить
    4. Ув. Елена, здравствуйте! Мы уговаривали лицей (даже Табачник!) столько лет ввести русский язык хотя бы в качестве факультатива. А теперь качество знаний Ваших учеников будет зависеть только от Вас и от правильного распределения часов в программе. Уверена, что вы справитесь! у Вас замечательные дети (!) / юноши учатся. Моделируйте программу по своим потребностям. Но контрольно-оценочную часть оставляем неизменной! Удачи Вам и Вашим коллегам! Напоминаю некоторым из вас о специализации! Спасибо.

      Удалить
    5. Здравствуйте, словесники Амвросиевского района! Всегда рады вам! Открыты к диалогу!

      Удалить
  12. Всем доброе утро. Лариса Васильевна, большое СПАСИБО Вам и Вашей славной команде за такой мощный методический толчок. Будем учиться. Заглянула в другие Летние школы. Вы молодцы, вы лучшие! Трудно поверить в реальность часов на русский язык в 5 классе. Можно ли узнать количество часов во всех классах? Для большего вдохновения летом. От имени ШМО учителей русского языка и литературы Енакиевской ОШ № 25 Титова Валентина Васильевна.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Я согласна с Вами, Валентина. Я тоже поинтересовалась тем, что дают другие ЛШ. У нас самый интересный разговор (не берусь судить, например, математиков, но среди гуманитарных направлений - да!). Особенно радостно мне было увидеть урок в 8 классе, где были учащиеся (на своих ПРИВЫЧНЫХ местах), яркий учитель (по своей внутренней сущности), доска и мел - и неповторимая атмосфера поиска. Никакие костюмированные и украшенные картинками и вышивками заменители не восполнят отсутствие этой атмосферы в детском сознании, в процессе учения. И каждому ребенку во сто крат полезнее даже просто посидеть на таком уроке, чем принять активное участие в том, где обилие ярких пятен, музыки, патетических стихов, драматических сценок, суеты - и нет ПРОЦЕССА РОЖДЕНИЯ МЫСЛИ, ПОИСКА ИСТИНЫ.
      И сам диалог у нас яркий, содержательный, умный, интересный! Спасибо Ларисе Васильевне и всем участникам вебинара!!!

      Удалить
    2. Здравствуйте, Валентина Васильевна! Очень-очень рада Вас слышать-читать! Все коллеги передают Вам привет! Очень ждём Ваши уроки и материалы по краеведению. Программу Вашу будем печатать. Напиши, пожалуйста, нам на kabruss@yandex.ru Галине Николаевне. Она ждёт от Вас письмо. Спасибо за понимание. Всего Вам хорошего! Мира!

      Удалить
    3. Благодарю Вас, Людмила Игоревна! Спасибо за высокую оценку нашей работы. Приятно услышать их от учителя-мастера! Уроки выкладываем и будем выкладывать на блоге ОРЯЛ.

      Удалить
  13. Скиньте, пожалуйста, ссылку на Ваш блог, где будет размещена вся необходимая информация для плодотворной работы. Спасибо!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Уважаемая Валентина (просьба: укажите город-район, пожалуйста)! Хотела пошутить, как Ширвиндт, "Как Вы ещё не в саду... Все в сад!" - "Как? Вы ещё не были на нашем блоге? Тогда мы приглашаем Вас стать постоянным читателем". Адрес kabruss.blogspot.com

      Удалить
  14. Всем коллегам желаем мира, крепкого здоровья и вдохновения для творческой работы. С уважением учителя Амвросиевской ОШ№6.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Валентина! Теперь знаю, что Вы представляете хорошо известную Амвросиевскую школу №6! И вам всем мира и добра, благополучия и удачи, гармонии в душе и творческих взлётов, здоровья и желания работать, учить, творить!

      Удалить
  15. Здравствуйте, Лариса Васильевна!
    У меня маленький вопрос: опубликованный список литературы для летнего чтения - неполный? Может, все же, в 11 класс можно вернуть Кафку? И Ибсена?

    И еще - предполагается углубляться в особенности стилевых направлений в литературе/искусстве (особенно периода серебряного века и конца Х!Х в)?
    Мне так нравилось в прежней программе именно то, что можно было заниматься вопросами именно художественной ценности произведения, а не превращать его в эдакую инструкцию по воспитанию (как это пытались сделать в советской школе - почему и возникали там уродские понятия:"положительный герой", "отрицательный герой", а в некоторых случаях все сводилось к формуле - "красные" хорошие, замечательные, а "белые" - "бяки", достойные всяческого презрения и осуждения; а достойному советскому человеку необходимо стать таким, как "красные"). Я-то, конечно, утрирую, но в предложенных произведениях не сумела проследить логику развития литературного процесса, не совсем ясно, на чем именно будут акценты. Или допускается, что учитель по своему усмотрению кое-чего добавит (хотя бы из теории)?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, Людмила Игоревна! Будут резервные часы и допускается вариативность. Я тоже люблю Кафку. Ибсен - новый театр! Против разделения на белое и чёрное! Я за полутона! Их так много! Сейчас кое-что корректируем. Ориентир на учебники Коровина и Сухих. Посмотрите их концепции лит. образования и аннотации к программа и учебникам в Интернет. Логика есть. Просто, мы очень много сил отдали мировой литературе. Жалко. Да и начинали работу по достаточно добротной программе, где был выбор и т.д. Хотя... с ужасом вспоминаю обзорные темы... Новая программа для продвинутых учителей, думающих, умеющих моделировать, перестраивать, корректировать, а не брать готовое и просто исполнять! Все участники нашей Летней школы (проанализировала реплики!) именно такие!

      Удалить
    2. Спасибо, Лариса Васильевна.
      И все же мировой литературы теперь неоправданно мало, что тоже будет развивать узость взглядов. Но это, разумеется, моё отношение. Помню просто свои ощущения детства: оч-чень не хватало базовых знаний именно по мировой л-ре. И помню, как я боялась, что мои сыновья их недополучат: с раннего детства старалась им дать книги не только русских писателей, наоборот - демонстрировала, что "наше" - в контексте мировом, и что главные ценности - общечеловеческие, а они-то и отражены в искусстве и философии всего мира.

      Удалить
    3. Да, Людмила Игоревна! Формирование планетарного мышления, человека культуры, гражданина мира, плюрилингвальной и мультикультурной личности - это важная задача не только учителей, но и родителей, государства/республики!

      Удалить
  16. Ой, забыла! Извините!
    Иванова Людмила Игоревна, МОШ № 22, г. Макеевка.

    Приветствую все методическое собрание! Желаю плодотворного дня!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Взаимно, Людмила Игоревна! Хорошего, тихого, плодотворного, творческого и т.д. дня!

      Удалить
  17. Доброе утро!
    Выражаю огромную благодарность Вам, Лариса Васильевна и Вашим коллегам за предоставленный интересный, содержательный и необходимый в работе материал.
    Валентина Хворостянная, ОШ № 11, г. Макеевка.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Валентина! Работа будет продолжаться на блоге ОРЯЛ! Там будем выкладывать и всё остальное. Например, Летняя дорожная карта успешного школьника - маршруты "" 1,2 и т.д. К августу - все таблицы с контрольно-оценочной деятельностью и т.д.

      Удалить
  18. Уважаемая Лариса Васильевна, большое спасибо Вам и Вашей команде сотрудников за содержательный, полезный материал. Ждем новых интересных публикаций на Вашем блоге. С благодарностью учителя Благодатновской ОШ Амвросиевского района.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Благодарю Вас, Анжелика, за участие в Летней школе! Привет всему коллективу самой активной и пишущей в раздел блога "Нам пишут" Благодатновской школы! + личный привет Ирине Петровне Красовской!
      Будет ещё на следующей неделе подводить итоги Пушкинских дней и конкурса учителей по инновациям!

      Удалить
  19. Этот комментарий был удален автором.

    ОтветитьУдалить
  20. Доброго дня! Три дня занятий в нашем классе Летней школы были познавательными, актуальными и стимулирующими учителя к поиску эффективных приёмов в работе по новым образовательным стандартам.Спасибо, Лариса Васильевна!Спасибо, творческий коллектив ОРЯЛ! Ваш труд огромен, но он окупится сторицей, несомненно ! Работаю над полученной информацией и надеюсь на дальнейшее сотрудничество.Всем коллегам желаю удачи и вдохновения! .Хвостикова Анна Юрьевна, Северная ОШ 1-111 ст.№1 г.Снежное.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо большое, Анна Юрьевна! Спасибо Снежное! Благодарим Вас за высокую оценку, а главное за участие в Школе!
      Приглашаем на блог!

      Удалить
  21. Этот комментарий был удален автором.

    ОтветитьУдалить
  22. Здравствуйте, уважаемые коллеги, Лариса Васильевна! Огромное спасибо за предоставленный материал! Всегда приятно с Вами работать! С уважением, Бакаева Галина Николаевна, Макеевская ОШ № 60.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый день, коллеги! Спасибо, макеевчане!
      Образование для профессии, знания для жизни!

      Удалить
  23. Ничему тому, что важно знать, научить нельзя, –
    всё, что может сделать учитель, это указать дорожки. Ричард Олдингтон

    ОтветитьУдалить
  24. Лариса Васильевна, скажите пожалуйста, где можно ознакомиться с новыми программами? На вашем блоге, мы не нашли. А хотелось бы! Спасибо Вам и вашей команде за прекрасный материал на блоге. Очень насыщенно, интересно, полезно!

    ОтветитьУдалить
  25. Присоединяюсь к вопросу Анонимного. Спасибо за исчерпывающие консультации по многим проблемем. Привет из Новоазовской ОШ №3

    ОтветитьУдалить
  26. Лариса Васильевна, здравствуйте. Меня интересует, будет ли организована работа при ИППО по переподготовке специалистов - филологов? Например, будут ли организованы курсы по переквалификации учителей украинского языка на учителей русского языка? И как можно будет подать заявку на прохождение таких курсов? Спасибо...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ирина Красовская23 июня 2015 г. в 15:35

      Добрый день, уважаемая Лариса Васильевна!
      В который раз восхищаюсь Вашим блогом. Ему, если я не ошибаюсь, на днях исполняется полгода? Для меня и моих учеников он стал супер находкой. Заходя на его страницы, можно с наслаждением и надолго окунуться в мир русского языка и литературы. Читаю с большим интересом, иногда глаза разбегаются, страницы наполнены важной, полезной и нужной информацией, излучают тепло и свет.
      Поражает Ваша космическая энергия, умение слышать и слушать, вовремя подать нужную для учителя информацию. Лариса Васильевна, огромное спасибо за то, что Вы делаете! Ваш блог вдохновляет! Открывая его, сразу окликается что-то внутри, наверное, так бывает, когда встречаешь близкого по духу человека.
      Я и в дальнейшем с удовольствием и с интересом буду следить за новостями и рекомендациями, которые Вы помещаете на этом блоге, посоветую его коллегам, новым ученикам и их родителям.
      Еще раз – очень здорово! Радости Вам, Лариса Васильевна, прекрасных открытий и здоровья!
      С большим уважением и благодарностью, учитель русского языка Благодатновской ОШ I-III ступеней Амвросиевского района И.П.Красовская.

      Удалить
  27. Здравствуйте, Лариса Васильевна! Спасибо за консультации, разъяснения и обобщения, за конкретную методическую помощь!
    Внесу свою лепту в виде цитаты из пособия "Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли" под редакцией А.Г.Асмолова.-М., 2014, с. 116: "Модель "идеального читателя" (Г.Г.Граник, С.М.Бондаренко, Л.А.Концевая) стала основой для разработки программы обучения пониманию текста (О.В.Соболева, 2006). Программа включает четыре этапа формирования определённого приёма работы с текстом: 1) формирование приёма "диалог с текстом" (умение ставить вопросы к тексту); 2) формирование умения выделять концепт текста (основную идею текста, используя приём озаглавливания); 3) целенаправленное развитие читательского воображения (умение прогнозировать дальнейшее развитие сюжета, событий); 4) интеграция сформированных приёмов в целостную деятельность понимания".
    Ещё большое спасибо за богатые и ценные, полезные и перспективные материалы на блоге, за любовь к слову! Мы следим за Вашими публикациями, ждём их, обсуждаем. Крепкого Вам здоровья!

    ОтветитьУдалить